Портрет Наполеона I, Энгр, 1806

Автор: Жан Огюст Доминик Энгр
Где: Музей армии (Париж)
Год: 1806

Содержание статьи:

Описание картины:

Наполеон I - Жан Огюст Доминик Энгр. 1806. Холст, масло. 259x162

   Наполеон сидит на императорском троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей геральдический орел искусно выткан на ковре. Знаки зодиака на кайме ковра указывают на роль Юпитера как царя небес. Император облачен во все регалии и увенчан лавровым венком, он держит скипетр, жезл судьи (длань правосудия) и меч Карла Великого. Фигура императора (1806) статична и обладает портретным сходством; современники понимали, что Энгр уподобил императора одновременно Юпитеру и знаменитой фигуре Бога-Отца из Гентского алтаря (ок. 1432) Яна ван Эйка, привезенного в Париж среди военных трофеев.

   Неизвестно, заказал ли Наполеон эту картину, или же Энгр написал ее в попытке снискать официальное признание, но, когда она была выставлена, все отнеслись к ней критически. Говорили, что фигура на портрете не вполне похожа на Наполеона, стиль живописи старомоден, а образ абсолютного властителя представлялся неуместным тем, кто желал видеть в императоре демократа и любимца народа. Энгр был глубоко огорчен этим непониманием.

   НАПОЛЕОН I. В 1799 г., после Французской революции, Наполеон добился верховной власти и установил военную диктатуру. Он правил как император с 1804 по 1815 г. К 1810 г. им была завоевана большая часть Европы, но после неудачного похода в Россию в 1812 г. его империя пошатнулась. В битве под Ватерлоо 18 июня 1815 г. Наполеон потерпел поражение, после чего был вынужден отречься от престола и отправиться в изгнание на остров Святой Елены.

   Настойчивое стремление Наполеона к успеху нашло отражение в живописи, которую он заказывал, где явно преобладала тема утверждения императорского могущества и собственной власти. Жак Луи Давид — первый живописец Наполеоновского двора — создал ряд картин, посвященных императору: Коронование Наполеона (1805-1807), Наполеон вручает орлов (1810) и Наполеон в своем кабинете (1812), где сочетаются элементы итальянской живописи эпохи Возрождения и стиля придворных художников, писавших парадные портреты. Другим живописцем, внесшим вклад в создание наполеоновского мифа, был Антуан Жан Гро (1771-1835), чьи картины часто изображают важные события военной карьеры Наполеона. Картина Бонапарт посещает чумной госпиталь в Яффе (1804) имела огромный успех как образец драматической мощи его творчества.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно