Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Автор: Давид Тенирс Младший
Где: Эрмитаж
Год: 1630-е

Содержание статьи:

Описание картины:

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника - Давид Тенирс Младший. Дерево, масло. 97,3х157,5

   Святой Антоним Великий, или аббат Атоний (ок. 251/52 - 356), родился в Верхнем Египте; после смерти родителей он удалился в пустыню. Павел Отшельник, или Павел Фиванский (ум. в 341) - первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях города Фивы. Оба христианские святые известны как великие отшельники. Хотя они родились и выросли в богатстве, оба покинули отчий дом, чтобы вести одинокую и богоугодную жизнь. В возрасте 90 лет св. Антоний, согласно легенде (LA, XV), отправился искать в фиванской пустыне отшельника Павла, которому тогда было 113 лет.

   Встреча святых Антония и Павла стала распространенным сюжетом в западноевропейской живописи XVII в. Один из наиболее известных примеров - одноименная картина Веласкеса, в которой встреча двух святых дополнена эпизодом погребения Павла Отшельника. В трактовке ландшафтов на полотнах Веласкеса и Тенирса 1630-х наблюдается сходство, обусловленное воздействием фламандской пейзажной живописи XVI - начала XVII в., в частности картин Иоахима Патинира и Иоса де Момпера Младшего.

   Тенирс несколько раз обращался к двум основным сюжетам из жизни св. Антония. Например, в середине 1640-х он создал картину «Искушение св. Антония», на втором плане которой среди скал видны крошечные фигуры двух снятых, Атония и Павла. К ним летит ворон, держа в клюве хлеб, которым по велению Бога он кормил Павла. На эрмитажном полотне встреча двух святых является не второстепенным, а главным сюжетом. На нем изображены крупные фигуры святых, сидящих перед хижиной и ведущих беседу. Св. Антоний представлен в традиционной черной мантии, а св. Павел - в одеянии из листьев. В одной руке он держит посох, другой - указываем на крышу хижины, где видны крест и ворон с хлебом. На земле, рядом с персонажами, стоят песочные часы, напоминающие о скоротечности земной жизни. Аналогичные по трактовке и крупные по масштабу фигуры отшельников изображены в подписном произведении Тенирса «Св. Павел и св. Антоний» из частного собрания в Лондоне, исполненном около 1650. Вероятнее всего, эрмитажное полотно создано в это же время. Сравниваемые работы различаются лишь выбором места действия. В лондонской картине художник, точно следуя легенде, показал пустыню и горные уступы. В эрмитажной он по-своему трансформировал легенду, поместив героев не в пустыне, а в лесной местности (с фигурой путника на дальнем плане). Живописец подробно изображает детали пейзажа: зеленые кроны деревьев, увитую плющом хижину, розы за изгородью и многочисленные дары земли (кочаны капусты, артишоки, морковь, белые репки, разрезанные дыня и арбуз). На полотне также видны разнообразные предметы труда: топор (у хижины), нож (на земле), тачка, лопата. В интерпретации Тенирса судьба отшельника - это пример христианского образа жизни. Видимо, художник полагал, что св. Павел долгие годы неустанно грудился и на земле, и на духовном поприще (думая о Боге, молясь, читая священные книги, изображенные рядом с песочными часами).

   Линник предположительно назвала автором пейзажа Адриана вам Стальбемта (1580 1662). С такой гипотезой трудно согласиться. По нашему мнению, пейзаж полностью исполнен самим Давидом Тенирсом Младшим. Левая часть пейзажного фона холста обнаруживает сходство с ландшафтом, написанным Тенирсом в правой половине картины «Крестьянский танец». Тогда как аналогичные пейзажные детали (с фшурой путника), изображенные в центральной части фона на эрмитажном полотне, встречаются, например, в правой половине картины «Крестьянская семья перед своим домом» Тенирса (Рейксмузеум, Амстердам.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно