Музей д'Орсе в Париже, расположение на карте

Страна: Франция
Город: Париж
Адрес: 5 Quai Anatole France
   Сколь ни велика слава Эрмитажа или Лувра, но на свете немало и других знаменитых художественных музеев с прекрасными собраниями картин, скульптур и других произведений искусства. Причем один из них находится буквально в двух шагах от Лувра. Чтобы попасть туда, надо перейти по мосту на другой берег Сены и немного пройти по набережной вниз по течению. Напротив сада Тюильри стоит здание музея Орсэ. В нем собраны произведения французского искусства, относящиеся к периоду с середины XIX в. до 1914 г., начала Первой мировой войны.

   Но знаменит этот музей не только своим богатейшим собранием. Интересен он и тем, что расположен в здании... бывшего железнодорожного вокзала. Тут своя любопытная история. Вокзал Орсэ построили в конце XIX в. По тем временам это был самый технически передовой из всех парижских вокзалов, оснащенный эскалаторами для багажа и лифтами для пассажиров. Вдобавок это был и самый красивый вокзал — огромный центральный зал со стеклянным куполом украшали фрески и лепнина. Кроме того, в здании вокзала размещался отель на 370 номеров с великолепными ресторанами и залами для приемов. С вокзала Орсэ в Бордо, Нант, Тулузу ежедневно уходило несколько десятков поездов.

Так выглядел вокзал Орсэ в 1900 г.


   Однако к 1939 г. были проложены более удобные железнодорожные маршруты и вокзал полностью утратил транспортное значение. Несколько десятилетий здание служило случайным разнообразным целям, а с 60-х годов начали даже поговаривать о его сносе. Но в 1986 г. здесь открыли художественный музей.

Внутри музея Орсэ в наши дни


   Такое решение оказалось очень удачным. Высокий стеклянный купол дает экспонатам великолепное естественное освещение. Просторное здание вокзала позволило вместить огромную экспозицию — в Орсэ переехали картины и скульптуры, прежде находившиеся в других музеях, в том числе и в Лувре. Удобно и расположение Орсэ - в самом центре Парижа. И вот уже второе десятилетие в этот музей ежедневно приходят тысячи людей.

Чем интересно собрание музея Орсэ?


   В музее Орсэ представлено только французское искусство, причем определенного периода времени. С середины XIX в. до начала Первой мировой войны во Франции работали мастера разных художественных направлений — Милле, Ренуар, Сезанн, Дега, Гоген, Руссо, Синьяк, Тулуз-Лотрек... Но особую гордость музея Орсэ составляют картины художников-импрессионистов. Это особое и очень интересное направление в живописи, название которого происходит от французского слова impression - впечатление, сложилось в последней трети XIX в. В то время группа молодых французских живописцев выступила за обновление искусства, за отказ от строгого и фотографически точного рисунка. Основой картины, по их убеждению, был неповторимый миг, остановленный взглядом художника.

   У публики, воспитанной на классических образцах, разбросанные по полотнам импрессионистов цветовые пятна, размытые очертания изображенных предметов поначалу вызывали непонимание и недоумение. У критиков - тоже. А художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуар Мане, Поль Сезанн, Альфред Сислей, несмотря ни на что, открывали одну выставку своих работ за другой. Самая большая коллекция работ художников-импрессионистов во Франции собрана именно в музее Орсэ. Среди них - «Собор в Руане» Моне, «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара, «Женщина с кофейником» Сезанна, «Наводнение в Пор-Марли» Сислея, «Завтрак на траве» Мане...

Бал в Мулен де ла Галетт - Ренуар Женщина с кофейником - СезаннНаводнение в Пор-Марли - Сислей


   Импрессионисты изменили привычные представления о живописи сформировавшиеся со времен Возрождения. А творческие поиски художников продолжались, в результате чего появлялись иные, порой совсем уж непривычные направления в живописи. Начало одному из них - пуантилизму - положил Жорж Сера. Его полотна в первый момент вызывают удивление: вместо точного рисунка и сочных красок — мелкие штришки, похожие на точки. А пуантилизм в переводе с французского и означает «писать точками».

Жорж Сёра


   К концу 70-х годов XIX в., когда молодой художник Сера учился в Парижской школе изящных искусств, картины импрессионистов с их необычными цветовыми пятнами, размытыми контурами уже получили признание. Новые работы Моне, Писсарро, Дега и других известных импрессионистов публика встречала с восторгом. Не желая становиться простым подражателем, молодой художник искал свой путь.

   Сёра увлекался изучением оптики, прочитал немало научных трудов. Согласно воззрениям физиков-оптиков, цвета в природе складываются из множества по-разному освещенных оттенков. А человек воспринимает их потому, что они оптически «смешиваются» на сетчатке глаза. И Сёра решил как бы разложить на полотне сложные тона на чистые цвета четко различимыми отдельными мазками, опять-таки предоставив «смешивать» их взгляду зрителя... Художественный метод Сёра использовали и другие живописцы, например Синьяк, работы которого также представлены в музее Орсэ. Однако посетители найдут в его залах немало прекрасных полотен и «традиционной» живописи художников более старшего поколения - Коро, Милле, Курбе.

   А еще музей Орсэ интересен отделами французской архитектуры, фотографии, образцов мебели... Вдобавок Орсэ — один из самых современных музеев мира. Посетители могут работать на компьютерах, в памяти которых хранятся изображения экспонатов и связанная с каждым из них информация.
3

Картины музея д'Орсе

Другие музеи:
Оставить отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно