Чудо Апостола Павла на острове Мальта, Давид Тенирс Старший
Описание картины:
Чудо Апостола Павла на острове Мальта - Давид Тенирс Старший. Дерево, масло. 54х83
Отец прославленного Давида Тенирса Младшего, Давид Тенирс Старший был малоизвестным антверпенским живописцем. В основном он писал картины на религиозные сюжеты в духе Адама Эльсхеймера (1578-1610). С этим немецким художником фламандец познакомился во время своего пребывания в Риме (1600-1605), став на всю жизнь приверженцем его искусства. Работы двух живописцев были столь похожи, что их авторство часто путали. Вот почему эрмитажное произведение «Чудо апостола Павла на острове Мальта» исследователи, начиная с Сомова (Somoff 1899), долгое время приписывали Эльсхеймеру. Ингрид Йост (устно, первая половина 1960-х, а затем в совместной статье с Гелдером, 1966/67) правильно определила, что данная работа исполнена Давидом Тенирсом Старшим.
В 1971 вышла в свет первая монография об этом живописце - «Давид Тенирс Старший. Забытый фламандский последователь Адама Эльсхеймера». По мнению ее авторов, Дювержера и Влите, эрмитажная картина Давида Тенирса Старшего создана около 1623 и ее источником было одноименное произведение Адама Эльсхеймера, хранящееся в Национальной галерее Лондона. На картинах Тенирса Старшею и немецкого мастера на заднем плане виден затонувший корабль, на котором апостол Павел плыл из Иерусалима в Рим. На переднем плане сравниваемых работ изображены расположившиеся у костров три группы персонажей - это потерпевшие кораблекрушение, сушащие одежду люди и гостеприимные островитяне. В левой группе в обеих сценах представлен св. Павел.
Согласно евангельском легенде, на Павла, собиравшего хворост для костра, напала змея, которую он отбросил в огонь. Ядовитая ехидна, рассматривавшаяся христианами как символ сатаны, не причинила апостолу вреда. Это было воспринято аборигенами как знак того, что Павел - сам Бог. В работах Тенирса Старшего и Эльсхеймера сходны не только композиция в целом и характер освещения, но и изображение фантастического пейзажа, трактовка персонажей. Пламя костров выхватывает из ночного мрака обнаженные женские и мужские фигуры и пестрые восточные костюмы местных жителей.
В сопоставляемых произведениях имеются лишь незначительные различия. В частности, у Тенирса Старшего на холме (справа в глубине) видны две фигуры с охапками хвороста, у предшественника - одна. Фламандец, по сравнению с немецким художником, увеличил масштаб фигур, находящихся в левой группе, и более старательно выписал детали костюмов этих персонажей. В правом углу обеих композиций изображена со спины обнаженная женщина - стоящая у Эльсхеймера, сидящая у Тенирса Старшего. По сути картина Давида Тенирса Старшего - это версия с небольшими изменениями произведения Адама Эльсхеймера.
Комментарии
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления