Романтизм в живописи
{title} Свобода на баррикадах, Эжен Делакруа
{title} Плот Медузы, Теодор Жерико
{title} Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих
{title} Душа розы, Джон Уильям Уотерхаус
{title} Расстрел повстанцев, Франсиско де Гойя

Романтизм в живописи

Направление романтизма в живописи конца XVIII - начала XIX века возникло во многом, как противопоставление сдержанному академическому искусству прежних времен, начав свой путь после французской революции, когда главными героями картин стали бунтари, искатели истины и революционеры.

Художники в своих сюжетах начали основываться на романах той эпохи, черпая в них вдохновение, и именно поэтому герои картин так напоминали литературных героев.

История возникновения и определение


Но не стоит обманываться названием направления: романтизм вовсе не был сентиментальным, напротив, его представителями стали страстные, сильные духом мятежники.

Романтизм, прежде всего, обращается к эмоциям зрителя, поэтому персонажи далеки от сухого идеала и статичности. Зачастую, это личность, борющаяся со стихией или охваченная сильными чувствами. Необузданность природы, бури и грозы - вот то, что восхищало художников, писавших картины в этом стиле.

Основоположники


Хотя технически ими можно считать Клода Лоррена, Эль Греко и Эльсхаймера, но их попытки не были удачными.

Его яркими представителями стали: Гойя, Брюллов, Тёрнер, Жерико, Лессинг, Бирштадт, Чёрч, Сент-Эвр и другие.

Конечно же, становление нового направления шло в постоянной полемике с представителями классицизма, проповедовавших идеализацию героев, их холодную рассудительность и непогрешимость, тогда как работы романтиков отличались внутренней борьбой, патетикой, нервными порывами. Они не боялись темной стороны человеческой натуры и старались исследовать ее также, как и человеческое стремление к свету.

Теодор Жерико стал именно тем художником, кому удалось добиться закрепления романтизма, как нового направление в живописи.

Самым же ярким и успешным среди романтиков, безусловно, оказался Эжен Делакруа.

Романтизм в живописи XIX века в России


Одним из самых значимых представителей романтической живописи был К. Брюллов. Несмотря на то, что в ту эпоху царили патриотические настроения, художник зачастую писал портреты простых людей, а не батальные сцены. Ему прекрасно удавалось передать характер героя картины, его эмоции. Именно Брюллов объединил мотивы романтического направления с основами классицизма.

А его знаменитый портрет «Всадница» и удивительное полотно «Итальянское утро» , как и фантастический в своей эмоциональной насыщенности «Последний день Помпеи» пополнили мировой фонд живописи в качестве безусловных шедевров.

О. Кипренский - один из лучших представителей эпохи романтизма и неподражаемый портретист этого жанра: ему удавалось оживить даже строгие официально-парадные портреты. А полотна его наполнены жизненной энергией, эмоциями и естественностью.

Его кисти принадлежат портреты Пушкина и Жуковского, написанные по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

В. Тропинин, создавший портрет «Старуха с курицей» и «Голова мальчика», воспел личности представителей простой деревенской жизни, раскрыв глубину характера и духовную составляющую крестьян. Так «Кружевница» поражает почти неуловимым ощущением замершего момента, легкости и утонченности.


И. Айвазовский - гениальный маринист, поклонник безудержной водной стихии. В его картинах воплощены все идеалы романтиков: борьба человека с непокорными волнами в шторм («Буря на море ночью»), сила духа моряков, пытающихся спастись («Радуга»), безнадежность и сломленность тонущего судна («Тонущий корабль») и в то же время другая сторона моря: прекрасное, тихое и спокойное, убаюкивающее и шелковистое («Море. Коктебель», «Лунная ночь. Купальня», «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь»).

В чем разница между романтизмом и реализмом


Основная суть реализма, как можно более точная передача существующей действительности, от сюжета до детальной передачи предметов быта, типичности ситуации и характеров героев.

Романтизм же полагается, в основном, на чувства, которые испытает зритель. Поэтому романтики зачастую прибегали к довольно фантастичным сюжетам в ущерб их реалистичности, включая искажение законов перспективы и физических свойств предметов. Например, «Смерть Сарданапала» кисти Э. Делакруа, где все персонажи переплетены и раскиданы по полотну в безумном вихре, полотно У. Тёрнера «Последний рейс корабля «Отважный» с его тяжелым неестественным небом, и, конечно же, Ф. Гойя с его фантасмагорическими сюжетами и персонажами.

Зарубежные представители романтизма


Русские представители романтизма


Открывайте новое!
С нами интересно