«Вид в имении Загезаль близ Риги», Михаил Константинович Клодт

Автор: Михаил Константинович Клодт
Где: Томский областной художественный музей
Год: 1858

Содержание статьи:
Сюжет
Дерево
Символика картины
Судьба картины
Другие картины художника

Описание картины:

Вид в имении Загезаль близ Риги - Михаил Константинович Клодт. Холст, масло. 110 x 154 см

На первый взгляд этот пейзаж, принадлежащий кисти Михаила Константиновича Клодта, ничем особенным не выделяется.

Однако, созданный в середине XIX века, он знаменовал настоящий прорыв в русской живописи: на смену академической традиции и классическим сюжетам пришли национальные мотивы, обычные сельские виды, образы скромной русской природы.


Сюжет



«Вид в имении Загезаль близ Риги» подчёркнуто реалистичен. Наблюдающий взгляд отметит изображённые на переднем плане приметы скудного крестьянского быта: обветшавший сарай под провалившейся соломенной крышей, покосившаяся ограда вокруг небольшого пастбища, по которому бродят коровы, куча сухих веток, беспорядочно лежащие брёвна.

Трава не пышная, не густая, как должно быть летом. Она большей частью вытоптана до голой земли, повсюду видны проплешины, россыпи камней.

Девочка-подросток, стоящая у сарая, кажется растерянной и особенно одинокой в этой атмосфере разрухи и запустения.


Дерево



Но не печаль, вызванная скудостью и неустроенностью крестьянского мира, является основным настроением пейзажа. В центре картины изображено могучее дерево с раскидистой кроной, уводящее взгляд к бескрайнему небу.

Кажется, что небо живёт своей жизнью: беспокойные, тёмные кучевые облака бродят по нему, предвещая дождь. На фоне неба особенно впечатляюще выглядит крона дерева: пышная, богатая оттенками (от нежно-зелёного до почти фиолетового), поддерживаемая толстыми, сильными ветвями. Ей словно не хватило места в пространстве, она выходит за край картины.

О другой жизни говорят и горы на другом берегу реки, и развалины замка на вершине горы, и бегущая куда-то далеко река - традиционный символ вечного движения.


Символика картины



Благодаря такому фону, ничем не примечательный скотный двор становится частью мироздания. Он словно вписан в общую картину бытия, наряду со старинным замком, горами и небом. Он соотнесён с вечностью. Художник напоминает нам, что наша жизнь, какой бы она ни казалась обыкновенной, является частью чего-то большего.

Особое очарование пейзажу придаёт освещение. Солнца на картине нет, но вся она проникнута светом, что подчёркнуто густой тенью дерева. Солнечный свет в сочетании с тёмными облаками, заполонившими небо, придаёт пейзажу особый, сказочный колорит.


Судьба картины



За этот пейзаж молодой художник Михаил Клодт получил медаль от Академии Художеств и право жить 3 года в Европе за государственный счёт. Но в начале XX века сведения об авторе и точное название картины были утрачены, и её стали считать созданием неизвестного немецкого художника. Истина была восстановлена лишь в 1996 году сотрудниками Томского художественного музея.

Картина М.К. Клодта - рекордсмен по количеству названий. Она называлась «Вид на острове Валаам» и просто «Пейзаж» (в то время, когда авторство её не было установлено).

На международных аукционах уже в XXI веке она фигурировала под названиями «Крестьянская усадьба у реки» и «Скотный двор на берегу реки».
0

Другие картины Михаила Константиновича Клодта

Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно