«Прибыл на каникулы», Фёдор Павлович Решетников
Описание картины:
Прибыл на каникулы – Фёдор Павлович Решетников. Холст, масло. 100 x 80 см
Первая в известной «детской» трилогии Фёдора Крашенинникова картина «Прибыл на каникулы» была написана в 1948 году. Ещё свежа память о только что прогрохотавшей в Европе войне, и вызванная невосполнимыми утратами боль ещё остра.
Но вместе с тем, конец 40-х годов был временем надежды на будущее, временем, когда сама мысль о том, что война закончилась, наполняла радостью и заставляла забыть о бытовых трудностях. Поэтому картина Решетникова проникнута верой в грядущее счастье.
В ожидании праздника
Воодушевляющее настроение картины создаёт сама обстановка действия. Светлая, чистая комната с высоким потолком залита неярким зимним светом. Нарядная, густая, высокая ель у окна, посверкивает блестящими игрушками, бусами, мишурой.
Недалеко от неё – большой стол, покрытый белоснежной скатертью. Рядом на стуле сидит белый пушистый кот – символ домашнего уюта. На жёлтом паркетном полу – пёстрый ковёр, такая же яркая обивка у дивана, стоящего у стены.
Будущий военный
Суворовец только что вошёл в комнату. Он ещё не поставил свой чемодан, а шапка на остриженной голове засыпана снегом. Чёрная шинель, брюки с лампасами, начищенные до блеска ботинки – выглядит мальчик как образцовый, дисциплинированный курсант военного училища.
Только лицо подростка светится неуставной, искренней детской радостью от встречи с близкими, начавшихся каникул и скорого праздника. Вместе с тем, он не забывает, что уже не просто школьник. По-военному выпрямившись, мальчик торжественно докладывает о прибытии стоящему перед ним дедушке.
Семья
Седой, бородатый старик в очках, сдвинутых на кончик носа, несмотря на свой сугубо гражданский вид, не прочь подыграть внуку.
Выпрямившись, вытянув руки по швам, он принимает доклад маленького солдата. Сестра мальчика не скрывает свои эмоции. Хотя её руки все ещё касаются разложенных на столе книг, она смотрит не на них, а на вошедшего в комнату брата и радостно улыбается.
Трогательную, грустную ноту в общую атмосферу картины привносит висящий на стене портрет мужчины в военной форме. Возможно (и в контексте недавно закончившейся войны, вполне вероятно) это портрет погибшего отца детей. Видимо, решение мальчика учиться в суворовском училище – дань семейной традиции.
Ещё одна символическая деталь интерьера – висящая под портретом репродукция васнецовских «Трёх богатырей», былинных героев, символизирующих силу духа, верность долгу, готовность защищать родину.
Другие картины Решетникова
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления