«Пир Валтасара», Джон Мартин

Автор: Джон Мартин
Где: Оригинал утрачен
Год: 1820

Содержание статьи:
Сюжет
Композиция
Критика и судьба картины
Другие картины художника

Описание картины:

Пир Валтасара - Джон Мартин. Холст, масло. 1,6 x 2,5 м

«Пир Валтасара» - одна из самых масштабных картин британского-художника Джона Мартина. Это полотно своим сюжетом как будто предсказало и творческую судьбу автора.


Сюжет



Как и многие другие свои произведения Мартина, «Пир Валтасара» основан на библейской истории о вавилонском царе. Чтобы унизить порабощенных израильтян, правитель язычников повелел использовать священные сосуды для подачи вина во время одного из своих нечестивых пиров.

В разгар пиршества в зале возникла божественная рука, начертавшая на стене страшное для Валтасара пророчество. В ту же ночь царь был жестоко убит.

Художник выбрал момент, когда сияющая длань еще не появилась над головами участников пира, но небеса уже разверзлись. В тёмной бездне неба возникли очертания Вавилонской башни и зиккурата, освещенные мистической луной. На стене зала для пиршеств возникают зловещие знаки. Люди напуганы этим впечатляющим зрелищем и застыли в ожидании, словно статуи.


Композиция



Композиционно полотно разделено на три плана:

  • на переднем – богато накрытый стол, царь Валтасар и его многочисленные гости;

  • на среднем – впечатляющий интерьер огромного дворца, соединившего в себе отголоски древнеегипетской, античной и месопотамской архитектуры;

  • на дальнем– страшные видения, возникшие на тёмном ночном небе.

Сцена пира изображена со множеством мелких деталей в ярких, насыщенных тонах. С ней контрастирует бледный, безжизненный средний план. Залы дворца, несмотря на роскошную отделку, выглядят совершенно пустыми и заброшенными. Дальний план представляет собой мощный контрастный аккорд, где на мрачном фоне проступают символы, сулящие беду.

Чтобы зрители могли лучше понять художественный замысел полотна, Джон Мартин составил и издал большим тиражом путеводитель по своим «Пирам Валтасара». В этой небольшой брошюре была представлена детальная схема картины и содержались подробные пояснения по каждому персонажу и детали. Впоследствии брошюра многократно переиздавалась.

Визуальным центром композиции является человеческая фигура в черном – это пророк Даниил, которому предстоит дать толкование загадочным символам, появившимся на стене. Его окружают павшие ниц люди.

Царь Валтасар в золотых одеждах и короне находится справа, почти у края картины. Он в ужасе отшатывается в сторону от Даниила, как будто отгораживаясь рукой от страшного предсказания.


Критика и судьба картины



«Пиры Валтасара» были представлены публике в 1821 году. Картина была признана лучшей на выставке, а её автор удостоен солидной денежной премии. Желающих посмотреть на это масштабное полотно (1,6х2,5м) было так много, что пришлось соорудить специальное заграждение, защищавшее его от толпы.

Однако, академическая общественность подвергла картину резкой критике за избыточную детализированность и при этом сравнительно невысокое качество изображения человеческих фигур. Из-за необычно большого размера её впоследствии не включили и в коллекцию Национальной галереи в Лондоне.

В итоге художнику пришлось продать её собственному учителю, Уильяму Коллинзу, на крайне невыгодных условиях. Мартину было запрещено выполнять авторские копии и еще как-либо воспроизводить «Пиры Валтасара» до тех пор, пока владелец не продаст полотно другому владельцу.

Предприимчивый Коллинз отправил огромное полотно в турне по всей стране, где организовывал выставку единственного полотна, взымая плату с посетителей за возможность увидеть эту картину. Автор же никакой доли от этой солидной прибыли не получал.

Нарушив условия продажи «Пиров Валтасара», Джон Мартин сделал гравюру, копирующую картину, за что был привлечен к суду, но оправдался. По версии художника, в качестве основы для гравировки были использованы более ранние эскизы, которые он и предъявил в качестве доказательства своих слов.

Уильям Коллинз решил продать «Пиры Валтасара» только через 27 лет, в 1848 году. К этому моменту Джон Мартин успел пережить взлеты и падения, жестокую опалу и безденежье, тяжелую депрессию и возвращение к работе. Можно сказать, он поочередно побывал в роли почти каждого из изображенных им гостей страшного пира.

В 1854 году во время транспортировки картина была сильно повреждена. Примерно в это же время её автора поразил инсульт, парализовавший всю правую сторону тела. Через несколько месяцев художник умер. Картину, вероятнее всего, отреставрировали, но для широкой публики она погибла.

Сейчас «Пиры Валтасара» находятся в частной коллекции. О фактическом состоянии полотна ничего доподлинно неизвестно уже более 100 лет.

Один из эскизов, вполовину меньший оригинала (тот самый, который в своё время послужил доказательством невиновности автора в нарушении условий сделки), представлен сейчас в экспозиции Йельского центра искусств. Второй аналогичный набросок стал собственностью американского музея Уодсворт Атенеум.
0

Другие картины Джона Мартина

Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно