«Седьмая казнь египетская», Джон Мартин

Описание картины:

Седьмая казнь египетская - Джон Мартин. Холст, масло.

Джон Мартин – английский художник, расцвет творчества которого пришелся на первую половину XIX века. Узнаваемая авторская манера мастера наиболее ярко проявилась в изображении апокалиптичных, страшных сцен, изображающих различные бедствия и катастрофы.

Среди сюжетов, которые приобрели невероятную реалистичность благодаря мастерству этого художника, было немало библейских историй. Среди них – и «Седьмая казнь египетская» («Седьмая чума Египта»).


Сюжет



«Казни египетские» - бедствия, которые, согласно преданию Пятикнижия, постигли Египет в наказание за отказ освободить из рабства израильский народ. Каждый раз, когда фараон не выполнял требований Моисея отпустить порабощенный народ, сбывалось предсказание об одном из бедствия.

Согласно книге Исход, последовательно на страну обрушились страшные испытания: воды Нила обратились в кровь, на людей нападали насекомые, землю и дома заполонили лягушки, начался мор скота. Тела египтян покрыли нарывы и язвы, землю накрыла непроглядная тьма, а в конце череды несчастий во всех семьях египетского народа внезапно умерли первенцы.

Казни следовали одна за другой – каждый раз это было результатом обмана фараона, который обещал отпустить евреев, если только бедствие прекратится. И как только беда отступала, правитель отказывался исполнять своё обещание. Каждая новая кара оказывалась страшнее предыдущей.

Седьмой казнью, которая последовала за поражением египетского народа язвами и нарывами, стал огненный град, который сопровождался страшным громом и молниями. Именно этот сюжет и выбрал для своей картины Джон Мартин.


Композиция



Как и на большинстве полотен этого английского художника, главным элементом композиции является апокалиптический, устрашающий городской пейзаж. На величественные крепостные стены обрушилась страшная буря.

Небеса словно разорваны в клочья, грозные облака клубятся, освещаемые вспышками гигантских молний. Фантастическое небо цвета малахита и оникса словно соперничает по величественной красоте с творением рук человеческих – богато украшенными зданиями.

Стены Александрии атакуют и страшные волны, в море бушует чудовищный шторм. Рассекая воздух, с неба падает огненный град, оставляя за собой пылающий след. Кажется, что художнику удалось передать даже чудовищный грохот, который оглушает людей.

Жители города в панике. Некоторые из них молитвенно воздевают руки к небу. Многие разбегаются в панике, пытаясь укрыться под крышами домов. Видны и те, кто погиб от огненных осколков или в давке. Люди совершенно беззащитны перед грозной стихией, которая олицетворяет собой гнев высших сил.


Моисей



Отдельно от всех чуть левее центра композиции художник изобразил две человеческие фигуры. Они не подвержены общей панике. Мужчина в белых одеяниях коленопреклоненно молится, обратив свое лицо к эпицентру бедствия.

Рядом с ним стоит еще один персонаж, который обращается к небесам с призывом. Это Моисей, предводитель израильского народа. В правой руке он держит жезл – символ его особых взаимоотношений с Богом. В его власти попросить о том, чтобы немедленно утихла буря и прекратился град. Несмотря на то, то фараон уже несколько раз нарушал своё слово, Моисей не отказывает ему в помощи и с горячей молитвой обращается к Создателю.

Картина написана в 1823 году, в период расцвета творчества Джона Мартина. Сейчас она находится в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне.
0

Другие картины Джона Мартина

Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно