«Снятие с креста», Ян Госсарт (Мабюз) — описание картины

Автор: Мабюз
Где: Эрмитаж
Год: 1521

Содержание статьи:

Описание картины:

Снятие с креста - Ян Госсарт (Мабюз). Триптих, центральная часть.

   Снятие Иисуса с креста, главный сюжет евангелия, описание которого есть у всех четырех евангелистов. И живописец Ян Госсарт не обошел эту тему стороной.

   Художником написан триптих. Центральная часть - собственно снятие тела с креста, находится в настоящее время в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Две боковые части хранятся в музее искусств города Толидо, штат Огайо в США.

   Конечно, многофигурная центральная честь приковывает внимание зрителя, ведь это воплощение самой сути христианства — искупление первородного греха человечества мучительной смертью Иисуса Христа.

   Вся композиция, построенная автором, не совсем едина и монолитна, она как бы «распадается» на несколько отдельных фрагментов-сюжетов.

   В центре по лестнице мужчина осторожно спускает тело, на правой половине креста ученик Иисуса Никодим поддерживает руку своего учителя. Стоящие внизу, у подножия креста, трое мужчин, среди которых и Иоанн Богослов, готовы принять безжизненный труп. Верная последовательница Христа Мария Магдалина изображена спиной, зрителю виден только профиль ее лица.

   На переднем плане справа — Иосиф Аримафейский, именно ему дано разрешение на снятие тела с креста. Иосиф знатный член Синедриона, тайный последователь Христа. На картине он изображен поднимающим терновый венец, который был возложен на Иисуса во время суда.

   На переднем плане слева показана потерявшая сознание, бледная Богоматерь в окружении святых жен, плачущих и заламывающих руки.

   Мабюзом выстроены довольно сложные ракурсы. Но благодаря им, живописец смог показать свое восхитительное мастерство, которому он научился в Италии — пластику и скульптурность фигур, технично выписанные детали. Ему нравится переносить итальянскую духовность и итальянские принципы живописи на нидерландскую почву.

   Некоторые искусствоведы считают, что в этом произведении Мабюз увлекся итальянским, и мало придал значения тому, чтобы его персонажи выглядели более живыми и реальными. Они находят, что постановка сюжета немного условна и театральна.

   Но зрители всегда с интересом останавливаются возле этого эффектного полотна. Ведь в картине Мабюзом великолепно переданы пейзаж, натуралистичность одежды, бытовые предметы. Все это говорит о нидерландских корнях великого мастера, о его поддержании традиций нидерландской школы живописи.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно