Ян Госсарт (Мабюз): картины и биография художника
Родился: 1478
Дата смерти: 1 октября 1532
Страна: Голландия
Содержание статьи:
Биография:
Фламандец по национальности, художник и график, Ян Госсарт родился в 1479 году, во французском Мобеже и впоследствии получил прозвище Мабюз (Мобежский) по названию этого городка.
О его семье мало сохранилось фактов, известно только, что отец его был переплетчиком. Кто был его учителем по художественным навыкам, тоже спорный вопрос — по одним данным это Герард Давид, по другим, — Квентин Массейс.
В 20 лет он отправляется в Англию, зарабатывает там, в основном, написанием портретов. Учится художественному мастерству в Брюгге, Утрехте и других городах Нидерландов. А уже в возрасте 23 лет, в 1502 году, Яна Госсарта принимают в популярное тогда объединение художников — Гильдию святого Луки в Антверпене.
Мабюз много ездит, заводит полезные знакомства и, видимо, благодаря одному из таких, в 1507 году он попадает ко двору Филиппа Бургундского, адмирала Нидерландов, бастарда герцога Бургундии. В составе его свиты до 1509 года он путешествует по Италии.
В творческом плане все его произведения, выполненные до Италии, явно находятся под влиянием Массейса. В этом можно убедиться, рассматривая такие картины как, например, «Мироносицы» или «Поклонение волхвов».
Но работы итальянских мастеров: Микеланджело, Рафаэля и, конечно, Леонардо Да Винчи, настолько покорили Мабюза, что он меняет свою манеру и стиль рисования, а подтверждением является его картина «Даная» и другие шедевры мастера.
Кстати, Даная стала образцом начала эпохи романизма в искусстве. Мабюза считают родоначальником романизма 16-го века. Он первым попытался объединить традиции нидерландской живописи с итальянской техникой Возрождения и даже немецкой классикой Дюрера. Ян Госсарт, наверное, и незаметно для себя, перешел от принятой в то время поздней готики к романизму и маньеризму.
К середине 1509 года весь двор адмирала снова в Нидерландах, в Антверпене. Но Мабюз и в дальнейшем выполняет работы в дворцах Филиппа — антверпенском и мидделбургском, а также получает заказы в Мехелене для Маргариты Австрийской. Он пишет портреты и для семьи Габсбургов, в частности, Карла V и его сестры.
В 1515 году художником выполнен портрет короля Дании Кристиана II. В 1517 году он оформляет замок в Утрехте, куда Мабюз приезжает вместе со своим покровителем Филиппом, в связи назначением того епископом.
В 1524 году умирает благодетель Мабюза — Филипп Бургундский и художник переселяется на юго-запад Нидерландов, в город Мидделбург. Он служит у Адольфа Бургундского, делая много работ, портретов и заказов для королей, их родственников, дворян и аристократов.
Его мастерство растет год от года, Мабюз обращается в своих картинах и к мифологической тематике. Для нидерландской живописи это необычно и не принято, но как во всем новом, художник ищет точки соприкосновения, слияния разных техник и стилей.
Его герои мифов и религиозных сюжетов великолепно сочетают в себе принятые идеалы красоты античности и живого, жизнелюбивого фламандского характера. И фигуры на его полотнах не тонки и бесплотны, а вполне человечны и даже чувственны. Эта манера написания Мабюза предвосхищает будущих полнокровных и пышных моделей Рубенса.
Стоит обратить внимание и на портреты в исполнении Яна Госсарта. Он всегда очень тщательно работал над ними и поэтому, несмотря на статус позирующего, все лица получаются величественными, значимыми, с чувством собственного достоинства.
В 1927 году Мабюз, познакомившись с коллегой по творчеству Лукасом вам Лейденом, вместе с ним совершает путешествие по Фландрии. В какой-то степени своими поездками он вдохновил будущие поколения художников на европейские туры и обучение в других странах. Со временем это стало обычаем многих нидерландских живописцев.
Ян Госсарт, по прозванию Мабюз, скончался в Антверпене в возрасте 54 лет.
О его семье мало сохранилось фактов, известно только, что отец его был переплетчиком. Кто был его учителем по художественным навыкам, тоже спорный вопрос — по одним данным это Герард Давид, по другим, — Квентин Массейс.
В 20 лет он отправляется в Англию, зарабатывает там, в основном, написанием портретов. Учится художественному мастерству в Брюгге, Утрехте и других городах Нидерландов. А уже в возрасте 23 лет, в 1502 году, Яна Госсарта принимают в популярное тогда объединение художников — Гильдию святого Луки в Антверпене.
Мабюз много ездит, заводит полезные знакомства и, видимо, благодаря одному из таких, в 1507 году он попадает ко двору Филиппа Бургундского, адмирала Нидерландов, бастарда герцога Бургундии. В составе его свиты до 1509 года он путешествует по Италии.
В творческом плане все его произведения, выполненные до Италии, явно находятся под влиянием Массейса. В этом можно убедиться, рассматривая такие картины как, например, «Мироносицы» или «Поклонение волхвов».
Но работы итальянских мастеров: Микеланджело, Рафаэля и, конечно, Леонардо Да Винчи, настолько покорили Мабюза, что он меняет свою манеру и стиль рисования, а подтверждением является его картина «Даная» и другие шедевры мастера.
Кстати, Даная стала образцом начала эпохи романизма в искусстве. Мабюза считают родоначальником романизма 16-го века. Он первым попытался объединить традиции нидерландской живописи с итальянской техникой Возрождения и даже немецкой классикой Дюрера. Ян Госсарт, наверное, и незаметно для себя, перешел от принятой в то время поздней готики к романизму и маньеризму.
К середине 1509 года весь двор адмирала снова в Нидерландах, в Антверпене. Но Мабюз и в дальнейшем выполняет работы в дворцах Филиппа — антверпенском и мидделбургском, а также получает заказы в Мехелене для Маргариты Австрийской. Он пишет портреты и для семьи Габсбургов, в частности, Карла V и его сестры.
В 1515 году художником выполнен портрет короля Дании Кристиана II. В 1517 году он оформляет замок в Утрехте, куда Мабюз приезжает вместе со своим покровителем Филиппом, в связи назначением того епископом.
В 1524 году умирает благодетель Мабюза — Филипп Бургундский и художник переселяется на юго-запад Нидерландов, в город Мидделбург. Он служит у Адольфа Бургундского, делая много работ, портретов и заказов для королей, их родственников, дворян и аристократов.
Его мастерство растет год от года, Мабюз обращается в своих картинах и к мифологической тематике. Для нидерландской живописи это необычно и не принято, но как во всем новом, художник ищет точки соприкосновения, слияния разных техник и стилей.
Его герои мифов и религиозных сюжетов великолепно сочетают в себе принятые идеалы красоты античности и живого, жизнелюбивого фламандского характера. И фигуры на его полотнах не тонки и бесплотны, а вполне человечны и даже чувственны. Эта манера написания Мабюза предвосхищает будущих полнокровных и пышных моделей Рубенса.
Стоит обратить внимание и на портреты в исполнении Яна Госсарта. Он всегда очень тщательно работал над ними и поэтому, несмотря на статус позирующего, все лица получаются величественными, значимыми, с чувством собственного достоинства.
В 1927 году Мабюз, познакомившись с коллегой по творчеству Лукасом вам Лейденом, вместе с ним совершает путешествие по Фландрии. В какой-то степени своими поездками он вдохновил будущие поколения художников на европейские туры и обучение в других странах. Со временем это стало обычаем многих нидерландских живописцев.
Ян Госсарт, по прозванию Мабюз, скончался в Антверпене в возрасте 54 лет.
Оставить отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления