«Тоня на Днепре», Николай Александрович Сергеев

Автор: Николай Александрович Сергеев
Где: Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва
Год: 1889

Содержание статьи:
Летний день
Простор
Люди
Девушка
Другие картины художника

Описание картины:

Тоня на Днепре - Николай Александрович Сергеев. Холст, масло. 207 x 123 см

Картины Николая Александровича Сергеева, одного из самых проникновенных, лиричных пейзажистов конца XIX века, были незаслуженно забыты после его смерти уже в начале XX века. Время сделало крутой поворот: новой постреволюционной эпохе больше по душе был индустриальный пейзаж, демонстрирующий достижения нового строя, и образы, прославляющие нового советского человека.

Полотна Сергеева, не несущие никакой идейной нагрузки, а просто показывающие приволье родных просторов, красоту рощ, рек, холмов, обычных, занятых своими повседневными делами людей, осели в запасниках районных и областных музеев. И только в XXI веке пейзажист Николай Сергеев снова занял достойное место в ряду самых прославленных российских живописцев.


Летний день на Днепре



Картина «Тоня на Днепре» представляет собой характернейший для творчества Сергеева пейзаж.

Летний солнечный день, обилие света, синева бескрайнего неба, по которому вольно и безмятежно гуляют лёгкие облачка, широкая река, покрытая лёгкой рябью, жёлтый песчаный берег, омываемый волнами, уходящая вдаль гряда холмов.


Простор



Сергеева не зря называли «певцом просторов». Простор – первое, что приходит на ум при взгляде на этот пейзаж. Кажется, ничто на картине не имеет конца. Линия холмов на противоположном берегу Днепра исчезает вдалеке, скрывшись за кустами, но не заканчивается.

Привольно раскинул своё неторопливое течение Днепр, отражающий в своих водах бескрайнее небо. Всё это, включая песчаный берег, щедро залито солнечным светом, проникнуто ощущением свежести прозрачного воздуха, лёгкого ветерка, веющего от реки.


Река и люди



На речном берегу трудятся люди. Художник изобразил группу рыбаков, женщин и детей, хлопочущих возле наполненной сетями и рыбой лодки, как органическую деталь пейзажа, его неотъемлемую часть. Люди находятся далеко от точки обзора. Их лица неразличимы, детали одежды, позы видны лишь в общих чертах.

Такая удалённость и делает их деталью пейзажа, не позволяет воспринимать картину как жанровую. Люди большей частью стоят в воде, окружив лодку и, видимо, разбирая лежащие в ней сети. Несколько женщин чем-то заняты у самой кромки воды. Маленькая девочка в красном платочке, подобрав юбку, зашла по колени в воду. По берегу бегает мальчик.


Девушка



Но центральной фигурой является, конечно, юная красавица, неторопливо идущая по берегу словно навстречу зрителю. Особая грация отличает лёгкий наклон её стройной фигуры.

Босая, выдвинутая вперёд нога изящно касается песка. Девушка придерживает рукой корзину, стоящую на плече. От всего её грациозного облика веет спокойствием, уверенностью, свойственной людям, занятым созидательным трудом. Она ярче всего воплощает гармонию между величественной природой и людьми, живущими и трудящимися в этих прекрасных местах.
1
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно