Благовещенский собор Кремля, Москва, Россия

Страна: Россия
Город: Москва
Адрес: Кремль
   Музей «Благовещенский собор» — один из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. Его собранию принадлежат шедевры изобразительного искусства. Именно с этим храмом связана деятельность Андрея Рублева в Кремле.

   Благовещенский собор имеет свои исторические отличия. Он являлся частью дворца великого князя: непосредственно за ним находились государевы думные палаты, с которыми он был связан переходами. Через него осуществлялись самые торжественные шествия, иногда проходили во дворец иностранные посольства. О нем в старину говорили, что он стоит «у великого князя на дворе на сенях». Это был первый по важности домовый храм московских правителей. Все это и обуславливало привлечение для его создания и украшения лучших художественных сил своего времени.

   Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих древних связях с историей Москвы, с кремлевским архитектурным ансамблем. Сохранилась подлинная часть Благовещенской церкви конца XIV — начала XV века, весь ее нижний, так называемый «подклетный» этаж. Он служит цокольным ярусом, основанием для существующего здания. Это один из самых ранних среди сохранившихся памятников белокаменного зодчества Москвы. По нему можно судить об особенностях архитектуры и характере большого строительства в Кремле, которое было начато Иваном Калитой и продолжено Дмитрием Донским и его сыном Василием. Можно добавить, что ученые ведут успешные археологические исследования под основанием этого древнего сооружения и находят следы еще более ранней постройки.

   Сохранилось летописное известие начала XV века, из которого явствует, что значил этот храм для московского великого князя: его он поручает украсить живописью крупнейшим и знаменитым художникам Феофану Греку, Прохору из Городца и Андрею Рублеву. Собор, расположенный возле златоверхого дворца, рядом с другим московским чудом того времени — городскими башенными часами со звоном, был местом важных торжественных церемоний, которые должны были поднимать авторитет Москвы в период ее активного возвышения и создания единого государства. Соответствующее ему место Благовещенский собор занял во время реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции. Его сооружение шло бок о бок с созданием приемного тронного зала — Большой, или Грановитой палаты и казнохранилища.

   Создателями его были те же талантливые, «навыкшие в каменосечной хитрости» псковские зодчие, которые одновременно возводили на Соборной площади Ризположенскую церковь, завершив ее на несколько лет раньше Благовещенской.
   Домовую великокняжескую церковь строили с 1484 по 1489 год. Размерами она значительно превосходит дворцовый храм митрополита. Поставленная на высокий древний подклет, она своим трехглавым завершением устремилась вверх. Ее основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятника таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы этого времени, отвечавшему общему подъему национального самосознания.

Западный портал Благовещенского собора

   Позже, в XVI веке, именно этот памятник больше других испытывал на себе влияние исторических перемен. Его чаще других зданий Соборной площади украшали, поновляли, придавая ему больше пышности, нарядности, величия. К 1508 году в основном заканчивалось небывалое грандиозное строительство в Кремле, связанное с созданием новой столичной крепости и резиденции великого князя. Тогда в связи с завершением нового большого дворцового комплекса примыкающий к нему Благовещенский собор был расписан известным московским живописцем Феодосием, стал златоверхим, внутри был богато украшен «златом и бисером». Его порталы, обращенные к дворцу и площади, переделали на итальянский лад — создали словно малые триумфальные арки с пышным резным убором и позолотой.

   В царствование Ивана Грозного, когда происходили дальнейшие политические сдвиги в развитии Русского централизованного государства, Благовещенский собор приобрел еще более представительный внушительный вид: первоначально трехглавую церковь превратили тогда в величественный девятиглавый храм. Таким он дошел до нашего времени.

   Связи памятника с историческими событиями, с жизнью столицы были разнообразны. Одна из особенностей Благовещенского собора заключается в том, что он был храмом «у царской казны». В подклете собора под его мощными белокаменными сводами хранилась часть ее. Основное же хранилище было рядом в Казенной палате, которая примыкала к апсидам собора и сооружалась с ним одновременно. По существу палата и подклет собора были единым хранилищем самых больших государственных ценностей и всяческих сокровищ: «лалов и яхонтов, каменьев и жемчугу, саженья всякого, поясов и цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, шелковых одежд и иных всяких одежд, что ни есть». Здесь были крепкие стены, глухие кованые двери, надежные запоры. Недаром подвалы казенного двора превращали иногда в застенки для опасных политических противников великого князя. Бежать отсюда было невозможно. Здесь, например, в 1492 году так и скончался в темнице, не дождавшись помилования, мятежный князь Андрей Горяй, брат Ивана III. Ясно, что это было вполне надежным местом для хранения знаков государственной власти, архива и сокровищ. Именно отсюда к официальным церемониям выдавались великокняжеские регалии и затем проносились через Благовещенский собор.

   В середине XVI века после большого бедствия — пожара Москвы 1547 года, в огне которого пострадали и Благовещенский собор и Казенная палата, домовый царский храм был превращен в своеобразный центр по приведению в порядок погоревших памятников Кремля: здесь замышлялись восстановительные художественные работы, отсюда исходил и общий надзор над их исполнением.

   В истории Благовещенского собора памятны 60-е годы XVI столетия, когда Москва в стремлении воссоединить все древние русские земли в одном государстве овладела в ходе Ливонской войны городом Полоцком. Этому событию было посвящено сооружение в домовом храме Ивана Грозного особых приделов и исполнение росписей при входе в собор, воспевающих ратный подвиг воинов.

   Примечательно, что в Благовещенском соборе, как и в других памятниках Соборной площади, звучит патриотическая, воинская тема. Не вся история этого интересного памятника представляется ясной. Исследователей занимает немало связанных с ним проблем. Некоторые из них дискуссионны. Выводят на путь истины в этих спорах постоянное и тщательное изучение памятника и его музейной коллекции, археологические раскопки, реставрационные открытия.

Феофан Грек - Богоматерь

   Крупнейшим событием в истории советского реставрационного дела явилось раскрытие произведений Феофана Грека, Прохора из Городца и Андрея Рублева в Благовещенском соборе Московского Кремля. Считалось, что иконы, написанные ими для этого памятника в начале XV века, не сохранились, так как летопись сообщала об их гибели во время пожара 1547 года. Однако в первый же год после перехода Кремлевских соборов в советское музейное ведение они были опознаны, а в 1919 году полностью освобождены от поздних записей. Так, с первых лет своей новой деятельности Благовещенский собор оказался музеем шедевров. Однако до полной организации музея прошло еще немало времени. Большой по объему работой реставраторов была расчистка настенной живописи, которая проводилась в несколько приемов. Раскрытие икон собора продолжается и по сей день.

   Благовещенский собор — один из богатейших музеев древнерусской живописи. Здесь представлены не только творения Феофана Грека и Андрея Рублева, но и более ранние произведения, много работ XVI века. В нем сохранились настенные росписи, исполненные в 1508 году сыновьями и учениками знаменитого Дионисия — мастером Феодосием «с братиею».Росписи мастера Феодосия, органично входя в интерьер, сливаясь с ним, образуют единое целое с архитектурой. Здесь все — и стенопись, и иконы, и декоративное убранство — соединяется в гармоническом созвучии. Для собора в целом характерно преобладание теплых, мягких, красочных сочетаний.

   Живописный ансамбль Благовещенского собора не только замечателен сам по себе, но он еще является живым примером того, как в XVI веке стремились к сохранению традиций в искусстве, как отдавали должное наследию, авторитету прошлого. Об этом свидетельствует, прежде всего, бережное отношение к иконостасу с работами Андрея Рублева, самого почитаемого художника в Древней Руси. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что отдельные сюжетные циклы в настенных росписях XVI века явно повторяют (в целом, к сожалению, почти не известную) сюжетику росписей, которыми украсили Благовещенскую церковь в начале XV века.
   Редкое собрание икон музея «Благовещенский собор» дает возможность его посетителям рассматривать работы московских иконописцев за несколько столетий. Большая группа произведений станковой живописи размещена в южной галерее памятника в дополнение к иконам, представленным в иконостасе. Основная их часть принадлежит Благовещенскому собору, остальные введены в музейную экспозицию из других иконных собраний Московского Кремля.

   Выставка знакомит не только с искусством Москвы, в основном XV—XVI столетий, но и с его истоками. Она открывается памятниками, принадлежащими владимиро-суздальской художественной культуре,— иконами XIII века «Спас Златые власы» и «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Вслед за ними помещены произведения, относящиеся к важнейшим периодам в истории древней московской живописи — эпохе Андрея Рублева и времени Дионисия. Самая многочисленная группа произведений принадлежит второй половине XVI века. Почти все они происходят из верхних приделов Благовещенского собора. Замечательный памятник архитектуры, собрание бесценных произведений искусства, своеобразная художественная хроника древней Москвы — таким предстает перед нами Благовещенский собор.
0
Другие музеи:
Оставить отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно