Музей прикладного искусства и быта России XVII века

Страна: Россия
Город: Москва
Адрес: Кремль
   Музей прикладного искусства и быта России XVII века самый молодой из всех музеев Московского Кремля. Его экспозиция создана из фондов Оружейной палаты только в 1962 году. Музей раскрывает особенности развития художественной культуры России XVII века и размещен в здании той же эпохи — в бывшем дворце русских патриархов.

   Само по себе здание представляет интересный памятник русского гражданского зодчества середины XVII века с домовой церковью, службами, крутыми лестницами внутри стен, открытыми галереями, подсобными помещениями и чуланами между этажами. Когда-то на этом месте был построен деревянный дворец для главы русской церкви — митрополита Петра, переехавшего из Владимира в Москву. Митрополит Иона, избранный в 1448 году, возвел на месте деревянных строений первые каменные палаты. После учреждения в России в 1589 году патриаршества дворец стали называть Патриаршим. Почти каждый новый владыка церкви что-то достраивал, переделывал на свой вкус. Сохранившийся до наших дней дворец сооружен патриархом Никоном в середине XVII века.

   Сильный, умный политик, возмечтавший поставить власть церковную над властью государственной, Никон был одним из богатейших людей России. Во всех концах страны принадлежали ему огромные земельные угодья, двадцать пять тысяч домовых хозяйств работали на Патриаршью казну, три специально построенных им монастыря должны были стать личными династическими владениями церковного монарха. Увеличена была территория и Патриаршего двора в Кремле. Она простиралась от Успенского собора в сторону Троицких ворот Кремля, включая старый дворец Бориса Годунова. Многочисленные службы — Кормовой и Сытный двор, Казначейская изба, школа для дьяков и певчих, тюрьма, иконописная мастерская, Золотая и Серебряная палаты, погреба — окружали новый трехэтажный дворец.

   По существовавшей традиции первый этаж дворца занимали приказы. Личные покои патриарха — столовая, спальня, кабинет и казнохранилище — располагались на третьем. Второй этаж был официальным. Здесь находилась Крестовая палата, где патриарх принимал государя, иноземных послов и где проходили заседания Священного собора. На втором же этаже была домовая церковь Двенадцати апостолов с трапезной при ней и еще три небольших помещения. Теперь второй этаж занимает музей. По неширокой и довольно крутой лестнице, мимо двери, которая ведет в бывшую патриаршью кухню, поднимаемся наверх и попадаем в парадные сени. Здесь мы начинаем знакомство с музеем.

   В этом первом зале экспонируются личные вещи заказчика здания — патриарха Никона и других глав русской православной церкви. Выставленные в витринах саккосы, клобуки, посохи представляют большую художественную и историческую ценность. Глава церкви — крупнейший феодал древней Руси. Его быт был подобен царскому. Посетители получают представление о положении церкви в системе русского государства и о роли церкви в истории отечественной культуры.

Крестовая палата в музее

   Самым большим залом музея является Крестовая (или Мироваренная) палата, в которую ведет дверь из сеней направо. Сооруженная в 1655 году Палата площадью в 280 кв. м представляла в ту пору вершину строительного искусства. «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной,— записал свое впечатление современник,— особенно удивителен обширный свод без подпор посредине. По окружности его сделаны ступени, и пол в нем наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Он выстлан чудесными разноцветными изразцами, огромные окна выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто нестоящими... Словом, это здание поражает ум удивлением, таи что быть может нет подобного ему в царском дворце...»".

   После отмены патриаршества и учреждения в 1721 году Святейшего Синода архитектор Зарудный перестраивал Крестовую палату для нужд учреждений Синода. В конце XVIII века Палата перестраивалась еще раз М.Ф.Казаковым и была приспособлена для варения миро — особого благовонного церковного масла, употреблявшегося при крещении, венчании на царство, коронации, освящении храмов. С того времени палата получила новое наименование — Мироваренной. Облицованная мрамором большая печь с резной деревянной сенью над ней и по сей день стоит в Палате.

Посуда, выставленная в Крестовой палате

   Большая часть экспонатов, находящаяся здесь сейчас, помогает представить те торжественные обеды и приемы, которые устраивал патриарх для царя и его бояр по большим церковным праздникам. В многочисленных витринах — самая разная посуда, употреблявшаяся на пирах. Немалое место занимают особенно дорогие, привозившиеся из Европы, Турции и Ирана, оловянные, серебряные и золотые блюда, тарели, кубки, чарки, сулеи, солонки и перечницы.

   Одна из витрин воспроизводит старинный поставец — особого рода шкафчик для показа дорогой посуды. Историк И.Е.Забелин в исследовании «Домашний быт русских царей… рассказывает, что «посуда золотая, а большей частью серебряная составляла после икон едва ли не первую статью комнатного убранства, заменяя для того времени произведения изящных искусств: статуи, вазы, бронзу, которыми убирали комнаты в XVIII веке. Притом такая посуда составляла богатство, которое при всяком удобном случае выставлялось напоказ» 10°.

   Во время пиров лавки, стоявшие на возвышении вдоль стен Палаты, покрывались яркими цветными тканями, а столы — скатертями. Одна такая скатерть с вытканными изображениями фазанов, стерляди, раков, ананасов была подарена в 1629 году датским королем Христианом IV царю Михаилу Федоровичу.

Часы Бахус. Германия 17в.

   В музее имеются разнообразные ювелирные изделия, употреблявшиеся как женщинами, так и мужчинами: золотые и серебряные пуговицы с драгоценными камнями и эмалью, пряжки, запоны, кольца, перстни, серьги. (Некоторые из мужчин имели обыкновение носить в одном ухе большую серьгу.) Особо редким украшением считались карманные часы.Очень интересна небольшая коллекция карманных часов XVI—XVII веков. Часы в виде маленькой книжечки принадлежали Ивану Грозному. Серебряные часы, напоминающие своим видом луковицу, служили патриархам Филарету и Никону. По сохранившимся документам можно судить, что немалую роль в украшении парадных покоев играли часы настольные. Среди них были часы «Бахус» работы немецких мастеров, поднесенные иностранным посольством Ивану Грозному.
   Часы представляют сложную композицию — в триумфальной колеснице, запряженной слоном, возлежит бог вина и веселья. Каждый час все приходило в движение: Бахус поднимал руку с бокалом, двигал челюстью и вращал глазами, возницы подгоняли слона, человечек за спиной бога отбивал часы, птица на голове Бахуса клевала виноград. После многих десятилетий бездействия эти уникальные часы вновь возвращены к жизни опытными советскими реставраторами.

   В музее выставлены древние рукописные книги: «Лекарство душевное», «Годуновская лицевая псалтырь», Букварь Кариона Истомина. Искусство книги и любовь к ней — яркое, характерное явление в истории России. Книги искусно украшены миниатюрами, орнаментальными разноцветными заставками, концовками и буквицами.

   «Книжная премудрость,— гласила азбука XVII века,— подобна есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак закрывает, а книжную премудрость и вся тварь сокрыти не может».

Лекарство душевное - рукописная книга

   «Лекарство душевное» (1670) — одна из наиболее интересных лицевых рукописных книг в музее. Это сборник назидательных статей, написанный на трехстах тридцати шести листах, с огромным количеством миниатюр. В его создании принимали участие царские изографы и художник Троице-Сергиевой лавры Никифор Кузьмин «с товарищи». Миниатюры, написанные последними, отличаются большей простотой. В них нет изысканности и пышности, характерных для произведений царских изографов, зато восприятие различных событий непосредственнее, свежее, созданные ими образы и сцены более жизненны. Именно эти жанровые миниатюры представляют для нас особый интерес. Здесь и любовные сценки, и разнообразные изображения деревни, крестьян, сельских работ, и родные пейзажи, и даже русская баня.

Букварь Кариона Истомина

   Букварь Кариона Истомина — уникальный рукописный экземпляр, сделанный автором специально для царевича Алексея, сына Петра I. Букварь этот был издан также типографским способом и являлся одним из первых, очень наглядных и хорошо оформленных, учебников России.
Наряду с популярными на Руси шашками в музее хранятся серебряные шахматы. Предполагают, что они были подарены бранденбургским послом царю Алексею Михайловичу. Известные на Руси с конца XI столетия, шахматы стали в XVII веке любимой игрой всех слоев населения. Но по указу, изданному в середине столетия, играть в шахматы по воскресным дням воспрещалось. Правда, как свидетельствуют те же документы, запрет этот сплошь да рядом нарушался.

   И все же, несмотря на увлечение шашками, шахматами, игрой в карты и зернь, наличие книг для чтения и впервые появившийся при Алексее Михайловиче театр, любимым развлечением царя и его приближенных была охота. Этой забаве, своеобразному спорту XVII века, посвящена экспозиция предметов парадной охоты. Здесь представлены капканы, стальные рогатины с золотой насечкой, упругие луки с березовыми, кедровыми, кипарисовыми стрелами, украшенные перламутром и слоновой костью легкие ружья и изящные фигурные пороховницы то в виде бегущего оленя, то в виде морской раковины — короче, все, что могло доставить удовольствие охотнику и помочь ему затравить, загнать медведя, кабана, лося, убить глухаря, тетерева. Есть в музее специальный костюм из красного бархата с золотым шитьем царского сокольничего — непременного участника самой любимой охоты с соколами.
Две небольшие комнаты Патриаршего дворца (название и историческое назначение которых пока не удалось выяснить) отведены показу убранства богатых жилых хором XVII века. Такие покои отличались роскошью отделки и обстановки, хотя их общий облик вполне соответствовал устоявшимся старинным традициям.

   Низкие узкие двери, низкие своды, узкие слюдяные окна и большая, одетая цветными рельефными изразцами печь в углу. Точно хозяин еще не привык к каменному дому и живет по законам деревянного строения, где зимой надобно всячески сохранять тепло. Вдоль стен стояли лавки и скамьи, широкие, украшенные резьбой. На ночь стелили на них перину, ставили в изголовье под подушку железный сундучок с покатой крышкой—в таких обычно хранили деньги и драгоценности — и постель готова.

   В одной из комнат выставлены часы как непременное украшение богатых хором, глобус небесный, рукописные книги (о которых говорилось выше). В другой — крепко сбитый, широкий стол на фигурных ножках. Около него — стул с высокой резной спинкой для почетного гостя. Тут же высокий буфет или шкаф иноземной работы. Такую мебель с середины XVII века стали специально привозить в разобранном виде из Германии и Голландии. В «красном углу» на полке, укрытой шитой пеленой, обязательная икона. Стены комнат нередко обивались тканями или тисненой кожей.

   Из своих личных покоев на третьем этаже патриарх мог пройти на закрытые хоры домовой церкви Двенадцати апостолов и там, не видимый никем, присутствовать при богослужении. Сам же вход в церковь идет из сеней через небольшую трапезную, в которой экспонируются древнерусское лицевое и орнаментальное шитье, культовые и бытовые предметы, представляющие художественный интерес.

   После Великой Октябрьской революции реставраторы вернули церкви ее первоначальный облик. В 1929 году находившийся в храме иконостас XIX века, не представлявший художественной ценности, заменили иконостасом из Вознесенского собора Кремля. Он был создан талантливыми московскими резчиками по дереву в 1721 году в традициях московского барокко конца XVII века. Иконостас поражает своими чисто ордерными архитектурными формами — карнизами, пилястрами, колонками с капителями. И все же основу его составляют резанные из цельного куска дерева колонны в виде свободно вьющейся виноградной лозы — древнего символа христианства. (Характерно, что в народной резьбе и росписи по дереву виноградная кисть нашла широкое распространение и обрела новый смысл — зажиточности и богатства.) Виноградные кисти, резные, туго закрученные листья — все детали иконостаса покрыты плотным слоем левкаса и густо позолочены. При зажженных свечах и лампадах они сверкают и блестят, точно горят ярким холодным пламенем.

   Большинство икон иконостаса написаны в самом конце XVII века. В 1984—1985 годах с них были сняты реставраторами слои потемневшей олифы, и теперь древняя живопись поражает яркостью цветовой гаммы. Экспозиция икон, представленная в церкви Двенадцати апостолов, раскрывает значение деятельности царских изографов в развитии русской живописи. Само размещение их произведений в интерьере церкви связано с тем, что во второй половине XVII века здесь работали многие замечательные иконописцы. Музей экспонирует произведения Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других мастеров.

Gортрет царя Алексея Михайловича на коне

   Познавательный интерес представляет находящаяся в одной из витрин икона XVII века «Поклонение кресту». Исследователи считают, что создателем ее был царский изограф Иван Салтанов. Писанная на холсте икона необычна тем, что в каноническую композицию включены подлинные исторические лица, современники живописца — царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Салтанов постарался передать портретные черты царя и патриарха и все особенности их одежды. Эта работа, как и произведения Симона Ушакова, Георгия Зиновьева, Федора Зубова — определенная веха в формировании портретного искусства. Интересен в этом отношении портрет царя Алексея Михайловича на коне. Он написан в конце XVIII века с оригинала XVII столетия. Художник подражал распространенному в западноевропейском искусстве типу парадного конного портрета. Произведение еще наивно, нарушены пропорции. Но это уже попытка создания реалистического светского портрета. Работы живописцев второй половины XVII века несут в себе множество элементов нарождающегося светского искусства.
1
Другие музеи:
Отзывы посетителей
  1. Евгений Маркович
    .
    28 сентября 2017 21:09
    Уважаемые Господа. Очень прошу Вашей консультации по вопросу ценности, находящейся у меня, стопки из серебра «В память священного коронования 15 мая» 1883 год.
    Заранее спасибо
    Евгений Маркович тел: 89055593905
  2. Alisher Turabaev
    .
    19 марта 2019 15:52
    kniga kotoroy napisano 1867 g. na arabskim alfavitom skolko stoit primerno
Оставить отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно