«Клиника Гросса», Томас Икинс

Автор: Томас Икинс
Где: Художественный музей Филадельфии
Год: 1875

Содержание статьи:
О докторе Гроссе
Эмоции
Профессионализм
Другие картины художника

Описание картины:

Клиника Гросса - Томас Икинс. Холст, масло. 244 x 198 см

«Клиника Гросса» - одно из самых масштабных и скандально известных полотен Томаса Икинса. Художник жил в Филадельфии, сам, будучи студентом Академии художеств, регулярно посещал медицинский колледж Джефферсона, и потому был знаком с его светилом – хирургом Сэмуэлем Д. Гроссом. Его, семидесятилетнего профессора, руководящего операцией, Икинс и сделал героем своей картины.

Картина должна была быть выставлена на художественной выставке 1876 года. Но отборочную комиссию шокировало обнажённое тело, изображённое в необычном ракурсе, чрезмерный натурализм сцены и кровь, текущая из сделанного надреза. В результате картину на выставку всё же допустили, правда, разместили её на в основной галерее, а в зале, где экспонировалась «медицинская мебель».


Доктор Гросс



Операция, изображённая на картине Икинса, проходит в центре заполненного студентами амфитеатра. Зал погружён в полумрак, пик освещённости приходится на операционный стол, окружённый производящими операцию хирургами.

Сам Гросс стоит слева от пациента, бесцеремонно опершись на операционный стол, повернувшись в ту сторону, откуда, должно быть, прозвучал вопрос. В его правой окровавленной руке – скальпель. Хирург лишь на мгновение отвлёкся от операции, чтобы дать необходимые пояснения.


Эмоции



Гордая, уверенная осанка, исполненное достоинства выражение лица, сознание своей правоты и уверенность, исходящие от всего его облика, противоречат фигуре женщины, сидящей слева у подиума.

Одетая в чёрное, она съёжилась на стуле и откровенно плачет, вытирая слёзы рукавом. Возможно, это родственница пациента.


Профессионализм



За исключением этого образа, все присутствующие участвуют в создании деловой, безэмоциональной атмосферы происходящего. Лица хирургов сосредоточены. На врачах и студентах – строгие, тёмные костюмы, безукоризненно белые рубашки, чёрные галстуки.

Позади Гросса за приставным столиком сидит клерк, ведущий протокол операции. В круг света попадает человек, сидящий справа от профессора, на нижнем ярусе амфитеатра. Он делает не то записи, не то зарисовки в своём блокноте. Это автопортрет самого Икинса.

В целом, картина Икинса подчёркнуто реалистична, хирурги во главе с доктором Гроссом демонстрируют профессиональный подход к своему делу, безэмоциональное, почти безжалостное отношение к происходящему, которое необходимо, чтобы выполнить в высшей степени гуманистическую миссию: спасти здоровье и жизнь пациента.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно