«Макс Шмитт в лодке-одиночке», Томас Икинс

Описание картины:

Макс Шмитт в лодке-одиночке - Томас Икинс. Холст, масло. 81.9 x 117.5 см

Портреты и жанровые сценки более всего удавались Томасу Икинсу. Героями его картин чаще всего становились близкие художнику люди: члены его семьи, давние знакомые, коллеги, его студенты и друзья.

Искусствоведы нередко отмечали, что Икинс чаще всего изображал своих героев в уединении, в состоянии задумчивости, меланхолии. Вместе с тем, обычные американские граждане на этих полотнах вовсе не выглядят одинокими, жалкими. Они исполнены достоинства, на их лицах читается напряжённая работа мысли, богатое внутреннее содержание.


Победитель



На картине «Макс Шмитт в лодке-одиночке» изображён школьный друг Томаса Икинса, успешный юрист, много лет увлекавшийся гребным спортом. Макс Шмитт изображён в значимый для него момент. Достоверно известно, что Икинс изобразил эпизод регаты, проходившей в 1870 году на реке Скулкилл.

Облик Шмитта воспроизведён точно до мельчайших деталей. Это подтверждено сохранившимися фотографиями. Гребец-любитель только что одержал победу, но художник показывает его не в момент триумфального завершения годки, не в обстановке торжества и ликования, а в одиночестве.

Спортсмен только что остановил стремительное движение байдарки и задумчиво смотрит на речную гладь, по которой ещё расходится рябь, поднятая его вёслами. Его левая рука ещё сжимает весло, но вся поза (ссутулившиеся плечи, поворот головы, правая рука, лежащая на борту лодки) говорит о расслаблении после напряжённой гонки. Кажется, человек на картине полон сознания достойно выполненной работы, хотя, может быть, ещё не понял значения достигнутого результата и потому не способен радоваться своей победе.


Пейзаж



Главный герой картины занимает хоть и центральное, но совсем небольшое место на ней. Победитель гонки выглядит как часть пейзажа. Его узкая лодочка безмятежно дрейфует по реке, а на небе очертания байдарки повторяет лёгкое белое облачко, так же неторопливо плывущее по глубокой синеве.

Картина Икинса выстроена по принципу отражения, внутренней симметрии: река того же цвета, что и отражающееся в ней небо, каждая веточка растущих на берегу по-осеннему обнажённых деревьев дублируется отражением в воде. Берега, плывущие по реке лодки, сам Макс Шмитт и его байдарка – всё повторяется, всё воспроизведено дважды. Параллельно следу на воде, оставленному лодкой Шмитта и его вёслами, идёт след другой лодки, плывущей в противоположную сторону.

Высокое небо и неподвижную речную гладь по линии горизонта разделяют полукруглые арки и ажурные конструкции высокого моста в глубине перспективы. Мост – единственное, что напоминает о цивилизации.

В целом, заросшие густой травой и деревьями берега производят впечатление необустроенности. Эти места почти не затронула деятельность человека. Покой и безмятежность природы на картине явно имеют большее значение, чем человек, даже если он только что одержал важную для него победу.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно