Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра

Описание картины:

Воскресный день на острове Гранд-Жатт - Жорж Сёра. Холст, масло. 207 x 308 см

Французский живописец Жорж Сёра, следуя общему направлению своего ломающего стереотипы века, искал для выражения своего мироощущения новаторские формы.

Так возник пуантилизм - техника, основанная на чистых красках и точечных мелких мазках, противопоставленная «хаотичной», «бесформенной», свободной манере импрессионистов.

В технике пуантилизма выполнена одна из самых известных картин Сёра - «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Впервые представленная публике в 1886 году. картина вызвала фурор и множестве как хвалебных, так и критических отзывов.


Воскресный отдых парижан



Остров Гранд-Жатт был местом, где жители Парижа с удовольствием проводили свой досуг. На полотне изображён залитый ярким солнечным светом берег Сены, покрытый ровным ковром зелёной травы.

На блестящей поверхности реки – лодки с гребцами, маленькие парусники. На траве, под тенью деревьев, сидят и гуляют респектабельные мужчины, хорошо одетые дамы, некоторые из них с детьми или животными.

Большинство отдыхающих просто смотрят на Сену, видимо, наслаждаясь веющей от реки прохладой. Но некоторые нашли для себе ещё занятие:

  • одна из женщин вяжет
  • другая, стоя у самой воды, держит удочку
  • мужчина играет на флейте
  • девушка перебирает цветы, составляя букет

Небывалая манера изображения



Общий замысел картины понятен и вполне в духе времени. Множество критических замечаний вызвал способ его воплощения.

Прежде всего, критике подверглись изображённые на полотне люди. Фигуры отдыхающих парижан полностью лишены объёма, одномерны. Критики сравнивали их с картонными фигурками, расставленными на плоском фоне схематичного пейзажа.

Ощущение «картонности», искусственности добавляет преувеличенная геометричность. Персонажи картины состоят из прямоугольных и округлых форм. Их лица лишены всякого выражения.


Искусственный пейзаж



Для картины характерно чёткое деление во всём: никаких полутонов, переходов цвета, резкий контраст между тенью и светом.

Практически каждая фигура на полотне разделена пополам: юбки женщин и брюки мужчин, как правило, контрастны по цвету с их пиджаками и жакетами. Деревья, в тени которых гуляют герои картины, тоже не похожи на настоящие.


Искусственная жизнь



Люди-манекены, расставленные в декорациях, - таковы парижане в изображении Сёра. Это яркая, изобилующая красками, наполненная светом, но не настоящая жизнь. Таково ощущение от этой картины, отражающей субъективное восприятие автора.

Сёра считал, что для понимания глубокого смысла картины неважны детали. Он хотел передать праздную, ленивую атмосферу жаркого дня на берегу Сены. Не более того.
0
Комментарии
  1. Muzei
    .
    13 ноября 2023 09:54
    Проверка комментария
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно