Автопортрет 1968 года, Константин Васильев

Автор: Константин Васильев
Где: Картинная галерея Константина Васильева, Казань
Год: 1968

Содержание статьи:
Автопортрет
Бог войны и знамя
Современный воин
Другие картины художника

Описание картины:

Автопортрет - Константин Алексеевич Васильев. Холст, масло. 120,5 x 96,5 см

Среди русских художников трудно найти фигуру настолько неоднозначную и вызывающую столько споров, как Константин Васильев.

Трагически погибший в возрасте всего 34-х лет, он оставил богатейшее наследие, состоящее из картин разных жанров, характеризующихся ярким, индивидуальным, легко отличимым от других стилем.

Родившийся во время Второй Мировой войны, художник жил и творил в годы, так называемого «зрелого социализма», когда любые отступления от метода соцреализма в искусстве, мягко выражаясь, не поощрялись. Васильева никогда не привлекала перспектива отражать в своих картинах «будни великих строек» или «образ строителя коммунизма».

Неудивительно, что широкая публика смогла познакомиться с творчеством художника лишь в самом конце 80-х, когда о многом уже можно было говорить свободнее.


Автопортрет



Это первый из трёх автопортретов Васильева. Художник создал его в 1968 году, в возрасте 26 лет.

В это время его творческая концепция ещё не оформилась окончательно. Молодой живописец ещё находился в поиске своего пути, но основные тенденции, окончательно оформившиеся в 70-е годы, здесь уже ясны. Самая главная из них – символичность.


Бог войны и знамя



Человек перед нами – не отдельная личность, уникальная и своеобразная. Это воплощение идеи, собирательный образ, символ. Это мужчина-воин, пусть даже в его руке не меч, а всего лишь лист бумаги.

Васильев изобразил себя на фоне монументальной фигуры воина в античном одеянии с мечом в руке. Возможно, это бог войны Марс. Фигура мужчины словно стоит в одном строю с богом войны. Почти совпадают линии их плеч, положение рук.

Ещё одной знаковой деталью фона является красное знамя, символ сражений и побед.


Современный воин



Итак, за уверенно стоящим мужчиной в военного образца рубашке с тёмным галстуком – война. Но центральный образ полотна воплощает не кровь, смерть и хаос войны, а порядок, твёрдую убеждённость в своей правоте и неуклонное движение к цели.

Лицо художника, обращённое к наблюдателю, спокойно, полно решительности. Холодный, безэмоциональный взгляд серых глаз, плотно сжатые губы, прямой нос, волевой подбородок – всё говорит о воле, разуме, убеждённости. Прямая осанка, уверенная посадка головы, разворот плеч, кисти рук, покрытые рисунком вен, создают образ человека, готового вступить в бой за свои убеждения.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно