Константин Алексеевич Васильев: биография и картины

Родился: 3 сентября 1942
Дата смерти: 29 октября 1976
Страна: Россия

Содержание статьи:
Детство
Творчество
Константин Великоросс
Смерть
Картины художника
Работы художника находятся:

Биография:

Константин Алексеевич Васильев вошёл в историю русской живописи как художник и иллюстратор, воплотивший в своём творчестве героические мотивы славянской мифологии, русской истории, скандинавского фольклора, богатырского эпоса.

Менялся (порой кардинально) стиль художника, форма воплощения его замысла, но тема оставалась неизменной. Пафос борьбы, свободолюбивый дух славян, мужество народа в противостоянии враждебным силам одинаково видны в:

  • мифологических сюжетах его картин (цикл «Русь былинная»)

  • в рисунках, посвящённых далёкой истории (иллюстрации к «Слову о полку Игореве»)

  • в полотнах, отразивших недавнее прошлое («Парад 41-го», «Прощание славянки»)

  • в исполненных символизма портретах («Северный орёл», «Старец», «Фёдор Достоевский»).
Интерес Васильева к мифологии, к эпическим образам и сюжетам обусловлен условиями рождения и воспитания.


Семья. Детство художника



Родился Константин Васильев в захваченном немцами Майкопе 3 сентября 1942 года. Отец мальчика до войны работал инженером на одном из майкопских заводов. Пока город был оккупирован, он сражался в партизанском отряде. Его молодая жена, не успевшая эвакуироваться, вынуждена была заботиться о себе и новорождённом сыне в одиночку.

Оккупацию, несмотря на все опасности и тяготы, удалось пережить. Советские войска освободили Майкоп в 1943 году. Отец будущего художника до конца войны трудился над восстановлением города. В 1945 г. Васильевы ненадолго перебрались в Краснодар, а после – в посёлок Васильево недалеко от Казани.

Воспитанием детей (Кости и двух младших дочерей) занималась в основном мать. В доме была хорошая библиотека. С ранних лет мальчик знал и любил русские сказки и былины. Одним из первых его рисунков были «Три богатыря», которых маленький Костя попытался скопировать с картины Васнецова. Рисунок предназначался в подарок папе.


Учение



Мальчик много читал и рано увлёкся рисованием. Уже в начальной школе он без особого труда копировал картины известных художников, пытался создавать портреты книжных персонажей, делал пейзажные зарисовки.

Родители решили, что нужно развивать его дарование. Выдержав конкурс, 11-летний Костя поступил в художественную школу при институте им. В.И. Сурикова в Москве.

Спустя несколько лет (в 1957 г.) Константин перешёл в Казанское художественное училище, которое в 1961 году закончил с отличием. К периоду обучения в Казанском училище относятся первые творческие эксперименты Васильева, поиск индивидуальной манеры письма, опыты в абстрактной живописи и сюрреализме. В это время он испытывал сильнейшее влияние Дали, Кандинского, Поллока.


Творчество



Влияние импрессионизма и абстракционизма явно ощущается в ранних произведениях Васильева «Абстрактные композиции», «Вознесение», «Струна». Но уже в середине 60-х художник вернулся к реалистической манере письма.

Работая в средней школе учителем рисования, Константин Алексеевич всё свободное время отдавал творчеству. В это время он увлёкся классической музыкой. Любовь к Шостаковичу, Скрябину, Чайковскому, Вагнеру Васильев пронёс через всю жизнь. Он писал портреты любимых композиторов и сам признавался, что многие его картины вдохновлены музыкой.


Константин Великоросс



Сюжеты и образы русского, исландского, скандинавского, древнегерманского эпоса питают зрелое творчество художника. К 70-м годам относятся такие шедевры, как картины цикла «Русь былинная», «Валькирия над сраженным Зигфридом», «Карлик Нибелунг Альберлих», «Заклинание огня», «Один», «Свияжск», «Русалка», «Огненный меч», «Северный орёл».

В это время Васильев иллюстрирует «Слово о полку Игореве», пишет картины по мотивам русских сказок («Гуси-лебеди»), создаёт полотна, посвящённые Великой Отечественной войне («Прощание славянки», «Маршал Жуков», «Парад сорок первого»).

Большую часть своих картин он подписывает «Константин Великоросс». В его полотнах много легко считываемого символизма, и это давало повод к многочисленным упрёкам в приверженности к «арийской», великодержавной идеологии. Особенные нарекания вызывал (и вызывает) «Автопортрет» художника.


Безвременная гибель



Сложным и неоднозначным было творчество Константина Васильева. Множество конспирологических версий вызвала и его смерть. Он погиб рано, в возрасте 34 года, в самом расцвете таланта. Его сбил поезд на железнодорожном переезде. Это произошло 29 октября 1976 года.
0
Оставить отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно