Императрица Александра Федоровна, Александр Павлович Брюллов

Автор: Александр Павлович Брюллов
Где: Государственный музей-заповедник Петергоф
Год: 1830

Содержание статьи:
Фон
Достоинство
Платье
Другие картины художника

Описание картины:

Императрица Александра Федоровна - Александр Павлович Брюллов. Бумага, акварель.

Александру Павловичу Брюллову, талантливому архитектору, который никогда не считал живопись своим призванием, тем не менее, не раз доводилось писать портреты членов королевских и царских семей.

Недавний выпускник академии художеств, он выполнил несколько портретов по просьбе короля Неаполя, за что получил от Фердинанда I высочайшее разрешение делать зарисовки, чертежи и замеры на раскопках Помпеи.

Что касается окружения Николая I, то самым известным в этом ряду стал портрет Александры Фёдоровны, супруги императора.


Женщина на фоне окна



Императрица сидит на стуле с высокой резной спинкой у туалетного столика перед большим зеркалом. За её спиной – прозрачная ширма с синими и бесцветными стёклами, покрытыми растительным узором. А чуть подальше, за ширмой, - широкое окно, за которым открывается вид на бескрайнюю равнину, поросшую лесом.

Вдали, у самого горизонта, угадываются очертания речных берегов. Открывающаяся из окна панорама словно напоминает о том, что спокойно сидящая в небольшой комнатке женщина – жена императора, хранительница и попечительница русской земли.


Спокойное достоинство



Портрет трудно назвать парадным. Александра Фёдоровна изображена в неформальной, домашней обстановке, в уютной, заполненной изящной мебелью комнате со шторами, ламбрекеном с кистями над окном, цветами в большом вазоне.

Под ногами женщины подставка для ног, а рядом на паркетном полу сидит милая собачка, преданно смотрящая на хозяйку. Ничто не намекает на высокий статус дамы. Женщина смотрит прямо на зрителя со спокойным вниманием, взглядом, исполненным достоинства, уважения к себе и собеседнику, без малейшего высокомерия.


Белое бальное платье



Великолепный наряд царицы – единственное, что в какой-то степени указывает на «парадность» портрета. Однако, Александр Брюллов нередко писал светских красавиц именно в белом: в бальных платьях с открытыми плечами и пышными газовыми рукавами. Это позволяло создать ощущение лёгкости, почти воздушности, чистоты, свежести. Возраст императрицы, стройная фигура, безупречная осанка вполне позволяли изобразить её в таком ключе.

Изысканная высокая причёска, жемчужное ожерелье, прозрачный шарф, туманной дымкой окутывающий плечи Александры Фёдоровны, наконец, веер в её руке, лежащей на туалетном столике, наводят на мысль, что молодая жена Николая I лишь на минутку покинула бал и сейчас встанет со стула, чтобы вернуться к своим гостям.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно