Картины Пукирева Василия Владимировича. Биография художника
Родился: 13 декабря 1832
Дата смерти: 13 июня 1890
Страна: Россия
Работы художника находятся:
Третьяковская галерея
Третьяковская галерея
Биография:
Василий Владимирович Пукирев – русский художник-жанрист, писавший картины на бытовую тему.
Родился будущий живописец в крестьянской семье в небольшом селе Лужники Тульской губернии 13 декабря 1832 года. Начальное образование он получил в церковно-приходской школе, затем стал учеником иконописца.
Покупатель икон, приехавший в село из Москвы, обратил внимание на талант юноши и пригласил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Пукирев поступил туда в 1847 и проучился 11 лет под руководством Сергея Константиновича Зарянко. Во время обучения показывал блестящие результаты: на третьем году получил звание учителя рисования, а ещё через несколько лет – неклассного художника (за «Портрет М. Н. Облеуховой»).
Став самостоятельным художником, Пукирев зарабатывал себе на жизнь написанием портретов и икон на заказ. В 1860 году за работу «Девушка» он получил степень академика, а с 1861 жил в казённой квартире при училище и с 1861 по 1873 был преподавателем.
Творчество художника весьма неоднородно: он писал в трёх жанрах – иконы, портреты, бытовые картины – и в последнем, в отличие от многих других живописцев, разрабатывал разные темы: крестьянскую, купеческую и даже историческую.
Настоящим прорывом в жизни и творчестве художника стало произведение «Неравный брак», представленное им на выставке в 1863 году. Зрителей поразил необычайно большой размер картины, её качество и сюжет – смелое высказывание художника на актуальную тогда тему бесправия женщин.
Известный коллекционер и меценат П. М. Третьяков купил произведение и выставил его в своей галерее, а Пукирев получил звание профессора живописи. Картина произвела фурор и в социальной сфере: многие немолодые мужчины отказывались от женитьбы на юных невестах.
Искусствоведы до сих пор не сошлись во мнении, чьей историей вдохновлена картина – самого Пукирева или же его друга, купца С. М. Варенцова. Если верить первой версии, в произведение художник включил автопортрет, а несчастная невеста – его несостоявшаяся жена, Варенцова Прасковья Матвеевна. В 1907 году В. Д. Сухов написал её портрет карандашом, где подписал, что именно она изображена на картине «Неравный брак», а на момент создания рисунка женщина живёт в богадельне.
После умопомрачительного успеха живописец неожиданно предпринял две поездки за границу для посещения мировых художественных галерей. Оба путешествия спонсировались А. А. Борисовским – членом Московского общества любителей художеств.
Дальнейшая судьба художника сложилась намного печальнее: он занимался преподаванием и писал картины, однако ни одна из них не сыскала такого же успеха – даже напротив, некоторые критики считали произведения Пукирева посредственными, «ниже среднего художественного уровня».
И тогда, и сейчас многие оценивают его как «художника одной картины». Тем не менее, он старался развиваться как творец, причём в разных направлениях: расписывал московские и губернские храмы и церкви, писал иконы, вместе с коллегой А. К. Саврасовым выпустил «Курс рисования», продолжал писать картины бытового жанра. Но каждую новую картину публика принимала всё холоднее.
В 1873 году Василий Владимирович тяжело заболел – его мучали «сильные приливы крови к голове» – и он был вынужден оставить работу, лишь изредка создавая иллюстрации к русской классике – «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя и «Запискам охотника» И. С. Тургенева.
Несмотря на то, что коллеги добились пенсии для художника, жил он крайне бедно и умер в нищете 13 июня 1890 года в возрасте 57 лет. Похоронен Пукирев в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Родился будущий живописец в крестьянской семье в небольшом селе Лужники Тульской губернии 13 декабря 1832 года. Начальное образование он получил в церковно-приходской школе, затем стал учеником иконописца.
Учеба
Покупатель икон, приехавший в село из Москвы, обратил внимание на талант юноши и пригласил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Пукирев поступил туда в 1847 и проучился 11 лет под руководством Сергея Константиновича Зарянко. Во время обучения показывал блестящие результаты: на третьем году получил звание учителя рисования, а ещё через несколько лет – неклассного художника (за «Портрет М. Н. Облеуховой»).
Став самостоятельным художником, Пукирев зарабатывал себе на жизнь написанием портретов и икон на заказ. В 1860 году за работу «Девушка» он получил степень академика, а с 1861 жил в казённой квартире при училище и с 1861 по 1873 был преподавателем.
Творчество
Творчество художника весьма неоднородно: он писал в трёх жанрах – иконы, портреты, бытовые картины – и в последнем, в отличие от многих других живописцев, разрабатывал разные темы: крестьянскую, купеческую и даже историческую.
Настоящим прорывом в жизни и творчестве художника стало произведение «Неравный брак», представленное им на выставке в 1863 году. Зрителей поразил необычайно большой размер картины, её качество и сюжет – смелое высказывание художника на актуальную тогда тему бесправия женщин.
Известный коллекционер и меценат П. М. Третьяков купил произведение и выставил его в своей галерее, а Пукирев получил звание профессора живописи. Картина произвела фурор и в социальной сфере: многие немолодые мужчины отказывались от женитьбы на юных невестах.
Про «Неравный брак»
Искусствоведы до сих пор не сошлись во мнении, чьей историей вдохновлена картина – самого Пукирева или же его друга, купца С. М. Варенцова. Если верить первой версии, в произведение художник включил автопортрет, а несчастная невеста – его несостоявшаяся жена, Варенцова Прасковья Матвеевна. В 1907 году В. Д. Сухов написал её портрет карандашом, где подписал, что именно она изображена на картине «Неравный брак», а на момент создания рисунка женщина живёт в богадельне.
После умопомрачительного успеха живописец неожиданно предпринял две поездки за границу для посещения мировых художественных галерей. Оба путешествия спонсировались А. А. Борисовским – членом Московского общества любителей художеств.
Дальнейшая судьба художника сложилась намного печальнее: он занимался преподаванием и писал картины, однако ни одна из них не сыскала такого же успеха – даже напротив, некоторые критики считали произведения Пукирева посредственными, «ниже среднего художественного уровня».
Художник одной картины
И тогда, и сейчас многие оценивают его как «художника одной картины». Тем не менее, он старался развиваться как творец, причём в разных направлениях: расписывал московские и губернские храмы и церкви, писал иконы, вместе с коллегой А. К. Саврасовым выпустил «Курс рисования», продолжал писать картины бытового жанра. Но каждую новую картину публика принимала всё холоднее.
В 1873 году Василий Владимирович тяжело заболел – его мучали «сильные приливы крови к голове» – и он был вынужден оставить работу, лишь изредка создавая иллюстрации к русской классике – «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя и «Запискам охотника» И. С. Тургенева.
Несмотря на то, что коллеги добились пенсии для художника, жил он крайне бедно и умер в нищете 13 июня 1890 года в возрасте 57 лет. Похоронен Пукирев в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Картины Василия Пукирева
Оставить отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления