"Разрушение муз" или "Встревоженные девы" или "Тревожные музы", де Кирико, 1925

Автор: Джорджо де Кирико
Где: Частное собрание
Год: 1925

Содержание статьи:

Описание картины:

Разрушение муз - Джорджо де Кирико. 1925. 97х67

   "Разрушение муз" — одно из самых знаменитых полотен Джорджо де Кирико. Оно известно также под названиями "Встревоженные девы" и "Тревожные музы". Первый вариант картины появился в 1917 году, после чего мастер создал более двух десятков незначительно отличающихся друг от друга версий этой работы.

   Архитектоника композиции очень проста и выразительна. На длинном, показанном в перспективе помосте, широком, словно палуба корабля, стоят две фигуры в пеплосах (древнегреческая женская одежда без рукавов), драпирующихся складками, напоминающими об античных изваяниях. У той, что стоит слева, удлиненная голова манекена, напоминающая колеблющийся на ветру дирижабль. Сидящая справа потеряла голову — она лежит у ее ног, а на ее месте торчит что-то вроде блестящей кегли. Рядом с этими двумя то ли фигурами, то ли статуями мастер поместил два разноцветных многогранника и один тонкий цилиндр, украшенный красной спиралью и похожий на ярмарочный леденец. Деревянный подиум резко обрывается на заднем плане. Там виднеется "красный город" — родовой замок д'Эсте в Ферраре, фабричные здания с высокими трубами, приземистая белая башня. Два центральных образа представляются весталками, охраняющими Феррару и воплощающими мятежный дух этого города. В тени на втором плане виднеется женское изваяние — скорее всего это статуя Гестии, греческой богини — покровительницы домашнего очага.

   Художник располагает фигуры по диагонали, перпендикулярно к линии отбрасываемых ими теней. Многочисленным вертикальным линиям, формирующим и организующим композицию, противопоставляется линия горизонта, обозначенная краем помоста. Де Кирико мастерски использует свои превосходные знания классической перспективы для того, чтобы создать иллюзию перспективного построения в своих работах. Совмещения нескольких точек зрения, столкновения неожиданных ракурсов, расчленение композиции на зоны, каждая из которых имеет свой горизонт — вот некоторые из тех приемов, которыми пользуется художник, чтобы выстроить свое, неповторимое метафизическое пространство. Таинственный характер происходящего на полотне усиливается ясной и прохладной атмосферой, царящей в его пространстве. Художник мастерски сталкивает архаический характер фигур-изваяний и барочную театральность окружающей мизансцены. Это противостояние усиливает монументальность полотна.

   Вдохновение в работе над ключевыми образами де Кирико черпал из нескольких источников. Стоящая фигура напоминает мраморную статую из святилища Геры Самосской (находится в Лувре), похожа она и на бронзового Аполлона Дельфийского. У этих изваяний художник "позаимствовал" рисунок складок на туниках. Сидящая фигура, похоже, навеяна шумерскими статуями из собрания Лувра — именно у них так сложены руки.

"Я не представляю себе искусство по-другому. Мысль должна оторваться от того, что мы называем логикой и смыслом, освободиться от всех человеческих привязанностей, чтобы увидеть предметы под новым углом, высветить их неведомые ранее черты."

Джорджо де Кирико
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно