«Алтарь святого Коломба. Поклонение волхвов», Рогир ван дер Вейден — описание
Описание картины:
Алтарь святого Коломба. Поклонение волхвов - Рогир ван дер Вейден. Центральная панель 138 x 153 см, Боковые створки 138 x 70 см
Мастер пишет великолепный триптих «Поклонение волхвов» (иногда его называют Алтарем Св. Коломба, по имени церкви, в которой он длительное время находился), посвященный рождению Христа. Художник поместил библейские сюжеты в реальную обстановку, смешав божественное и земное. Несмотря на то, что в соответствии с церковными традициями картина наполнена множеством символов, она кажется очень живой и одухотворенной.
Читать алтарь надо слева направо, следуя за замыслом живописца.
Левая створка – Благовещенье, самая строгая и возвышенная часть триптиха. Простая обстановка комнаты подчеркивает важность происходящего. Архангел Гавриил передает послание юной Марии, стоящей на коленях с молитвенником в руках. Немного растерянная, она внимательно вслушивается в его слова.
Ярко-синий цвет одежды девушки, белоснежные оттенки одеяния Посланника, алые переливы бархатных занавесей оттеняют мягкое, неземное свечение нежного лица Марии. В потоке золотых лучей парит белый голубь, знак божественной вести, и стоит в кувшине лилия, символ невинности и чистоты.
Центральная часть – Рождество, самая праздничная часть алтаря. Чуть наклонив голову, Богородица любуется сыном, лежащим у нее на коленях. Слева от нее замер в почтении Иосиф. Первыми приветствуют рождение Иисуса три волхва, пришедшие вслед за Вифлеемской звездой, сверкающей над крышей овина. Старший из них благоговением опускается на колени, бережно прикасаясь к младенцу. Остальные ждут своей очереди, чтобы преподнести богатые дары. А следом за ними стоит длинная очередь людей, пришедших посмотреть на чудо.
Выражение лиц у всех разное – от удивления и любопытства до мудрого созерцания и задумчивости. Обычные живые и абсолютно естественные люди, и только золотые лучи, сияющие вокруг головы, выделяют Марию и Иисуса. Полагают, что справа в образе волхва изображен Карл Смелый.
Здесь же присутствуют и животные – рядом с яслями стоят корова и осел, маленькая левретка лежит на земле. На заднем плане раскинулся большой светлый город с детально прорисованными домами и улицами. А какое разнообразие тканей и фасонов, богатых украшений, выписанных тщательно и с любовью. Богатая палитра ярких красок наполняет радостью и ощущением счастья.
Правая створка – Принесение в храм, самая торжественная и возвышенная. Старец Симеон бережно принимает маленького Христа, узнавание и вера светятся в его глазах. Художник великолепно передает эмоции людей: спокойную гордость Богоматери, ожидание Иосифа, печаль и сострадание Анны пророчицы. На руках девушки в маленькой корзинке сидят две горлицы – искупительная жертва.
Действие происходит в большой, наполненной дневным светом, церкви. Окна, украшенные витражами, высокие стены с рядами колонн не только добавляют простора картине, но и указывают на значимость момента. Теплые оттенки камня, светлые, чистые краски одеяний создают ощущение нежности и покоя.
Картину можно долго рассматривать, находя все новые и новые детали. Этот лиричный, очень проникновенный алтарь, передающий радость от происходящих событий, по праву занимает место в ряду шедевров Северного Возрождения.
Другие картины Рогира ван дер Вейдена
Комментарии
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления