Картина «Благовещение» (Алтарь Мероде), Робер Кампен — описание

Автор: Робер Кампен
Где: Метрополитен музей
Год: Около 1427-1432

Содержание статьи:

Описание картины:

Благовещение (Алтарь Мероде) - Робер Кампен. Дерево, масло. Центральная панель - 64,1x63,2, боковые - 64,5x27,3

   «Алтарь Мероде», названный так по фамилии долго владевшего им семейства, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, потом - мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с Робером Кампеном.

   В произведении видны особенности искусства позднего Средневековья - яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти уплощенное пространство, но оно уже принадлежит Возрождению: божественные персонажи, хоть и отделены от людей, но помещены с ними рядом, и Дева Мария, архангел Гавриил и Иосиф выглядят не менее реалистично, чем донаторы в левой створке. Но главное - при малых размерах триптих производит впечатление большого. В нем чувствуется величественный дух, отличавший картины ренессансных мастеров.

Картина «Благовещение» (Алтарь Мероде), Робер Кампен — описание


   Триптих полон подробностей, которые замечательны сами по себе: кованые подсвечники, узорчатый пояс архангела, а за раскрытым окном, в пространстве городского пейзажа, - люди, и не только на улице, но и в лавке, где в темных проемах дверей угадываются силуэты.

   Многочисленные детали потому и выписаны так тщательно, что большинство из них наделено особым смыслом. Например, белые лилии в кувшине символизируют чистоту Девы Марии, раскрытая книга на столе - ее мудрость, рукомойник - воды Крещения, свеча - тот свет, что несет миру Христос. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола».

   Если тщательно разглядывать алтарь, можно увидеть, как из круглого оконца слева летит к Марии крошечная фигурка младенца Христа, несущего крест. В этом небольшом триптихе вкратце излагается вся новозаветная история.
2
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно