«Три философа», Джорджоне — описание картины

Автор: Джорджоне
Где: Музей истории искусств, Вена
Год: Около 1505-1509

Содержание статьи:

Описание картины:

Три философа - Джорджоне. Около 1505-1509. Холст,масло. 123 x 144 см

   За год до своей трагической смерти от чумы, Джорджоне написал картину "Три философа", которая стала предметом философско-религиозных размышлений и исканий. Известно, что полотно заказал у автора купец Тадео Контарини. Заканчивал произведение другой художник, ученик Джорджоне венецианец Себастьяно дель Пьомбо. Всю остальную информацию о работе дают подробные исследования и анализ.

   Мы видим трёх мужчин разных возрастов - совсем молодой, сидящий на камне; средних лет, который держит руку на поясе и пожилой с небольшим свитком в руке. Существует несколько концептуальных версий, что олицетворяют собой эти три философа:

  • три религии - иудаизм, ислам и христианство;
  • три стадии человеческой жизни - свежая молодость, энергичная зрелость и мудрая старость;
  • три европейские эпохи - Античность, Средние Века, Возрождение;
  • сочетание вышеизложенных концепций.

   Самым логичным выглядит интерпретация, когда трёх философов ассоциируют с некой аллегорией преемственности: старый философ, возможно Платон или Аристотель, как представители древнегреческой культуры, передают свои знания юноше, олицетворяющему молодое итальянское Возрождение, но делают это через арабскую "ступень" цивилизации, которую представляет герой среднего возраста (возможно Ибн Рушда или Авиценна).

   Нельзя не сказать про окружающий пейзаж картины, ведь он всегда очень важен в полотнах Джорджоне. На дальнем плане угадываются очертания деревни, ещё дальше - гора, исполненная в неожиданном синем цвете. Ближний план также богат. Здесь можно заметить скалистые уступы под ногами у философов, голые стволы деревьев, особенное солнечное освещение. Всё действие разворачивается на фоне чёрной пещеры, хранящей неизвестность. Известно, что Платон связывал человеческое сознание именно с тёмной пещерой. Словно пленники пещеры, люди считают, что постигают мир посредством органов чувств, при этом суть вещей им не открывается.

   Мастерское использование колористики делает картину ещё выразительней и композиционно выверенной. Глазами мы словно двигаемся по "маршруту", который задал нам Джорджоне ещё 500 лет назад: от ярких красных, золотых, белых одежд героев к загадочной темноте пещеры и вглубь картины, где интригующе синеет гора.

   Теологи давних времён трактовали картину, как библейский сюжет - трое волхвов пришли к пещере, где родился Христос. Сегодняшний более "светский" образ мыслей вкупе с тщательными исследованиями картины делают эту теорию несостоятельной.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно