«Мадонна Кастельфранко», Джорджоне — описание картины

Автор: Джорджоне
Где: Кафедральный собор, Кастельфранко Венето
Год: Около 1504

Содержание статьи:

Описание картины:

Мадонна Кастельфранко - Джорджоне. Около 1504. Холст, масло. 200 x 152 см

   Картине великого мастера эпохи Возрождения "Мадонна Кастельфранко" принадлежит сразу несколько рекордов. Во-первых, это единственная работа живописца, написанная в жанре алтарной картины, а во-вторых, это самое большое произведение, созданное маслом по дереву. Наконец, самое приятное — "Мадонна" является единственным шедевром, где авторство Джорджоне не подвергается сомнению.

   Известно, что Джорджоне написал картину по заказу Туцио Констанцио. Этот кондотьер (руководитель военного отряда) мечтал разместить алтарный образ в соборе Кастельфранко-Венето, в память о своём погибшем сыне. Герб внизу постамента, где восседает Дева Мария с Младенцем, принадлежит семье Констанцио.

   Разглядывая любую картину, всегда хочется понять, в чём особенность того или иного шедевра. В представленном произведении ответ лежит на поверхности – здесь Джорджоне полностью отошёл от канонического написания "святого собеседования" (так называют сюжет, где изображена Мадонна с Иисусом в кругу Святых). Хотя многие исследователи склонны считать, что некоторые детали автор позаимствовал у алтарей своего учителя Беллини.

   Мадонна восседает высоко на постаменте. У её ног два героя - Святой Франциск и доблестный рыцарь в латах. Долгое время велись споры, кого же Джорджоне изобразил в образе рыцаря. Высказывались предположения, что это Святой Григорий, Святой Либерале (покровитель церкви), но в последнее время всё больше учёных склоняются к тому, что перед нами Святой Никас.

   Пейзаж в этой картине хоть и не главенствует, но играет очень важную роль. Трон Мадонны располагается на одном уровне с пейзажным фоном, как бы подчёркивая единение мира "идеального" и мира "реального". Всё здесь "дышит" гармонией и красотой.

   До масштабных реставрационных работ 2002-2003 гг. в Венецианской академии облик самой известной картины Джорджоне оставлял желать лучшего. Множество подновлений и неумелая реставрация изменили картину, так что в некоторых исследовательских работах можно найти весьма нелестные отзывы о произведении. В 1972 году с картиной произошла ещё одна беда - её выкрали прямо из собора, и вернули только через три недели после уплаты выкупа, оставив в заброшенном доме.

   Сегодня легендарная работа Джорджоне снова выглядит великолепно (после того как над ней потрудились искусные реставраторы) и находится всё там же - в соборе Кастельфранко, но уже под более надёжной охраной.
1
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно