«Поклонение волхвов», Джорджоне — описание картины

Автор: Джорджоне
Где: Национальная галерея (Лондон)
Год: 1500-1510

Содержание статьи:

Описание картины:

Поклонение волхвов - Джорджоне. 1500-1510. Дерево, масло. 29 x 81 см

   Картину Джорджоне "Поклонение волхвов" любят сравнивать с другой его работой - "Поклонение пастухов". Считается, что обе написаны в 1505 году, когда художник только начинал свой самостоятельный творческий путь. Ещё видна не окрепшая рука мастера, но твёрдо читается индивидуальная манера, хотя и можно отметить некоторые черты подражания своим маститым учителям.

   Поклонение волхвов является одним из самых популярных сюжетов на библейскую тему. Картины с таким названием находим у Леонардо, Рембрандта, Дюрера, Босха, Брейгеля, Боттичелли и др. Волхвы, ведомые звездой, пришли в Иерусалим, чтобы увидеть только-только родившегося Иудейского Царя, чем немало встревожили царя Ирода (который затем учинил знаменитое "избиение младенцев"). А нашли они Марию с Иисусом в Вифлееме. Момент поклонения волхвов младенцу можно увидеть на картине Джорджоне.

   Мария сидит на камнях, держа на коленях Христа. С правой стороны изображена группа волхвов - их 12. Кто-то преклонил колено, кто-то ещё возится с лошадьми, иные стоят в стороне. Рисунок достаточно дробен, цвету недостаёт жёсткости, однако, чувствуется интерес художника ко внутреннему миру каждого из героев. Кажется, они ни чем не объединены друг с другом, даже композиционно каждый будто существует в рамках картины сам по себе. Это одна из отличительных черт творчества Джорджоне - порою между его героями очень сложно уловить взаимосвязь. Хотя каждого отдельно можно рассматривать бесконечно. Художник всех наделил своим характером, привычками, динамикой. Это галерея образов, интересных и наполненных.

   Заметно, что живописец в представленной работе придерживался иконографических канонов, хотя и не без индивидуальной свободы. Можно заметить, насколько большим кажется новорожденный Иисус на руках у Марии. Драпировка тканей на героях выполнено эскизно, без детализации и нюансировки, хотя можно отметить старательную работу над светотенью.

   "Поклонение волхвов" в значительной степени отличается от других работ Джорджоне. Здесь мы не видим пейзажа, который в остальных работах «ведёт свою партию», находящуюся в консонансе с действующими лицами. Всё полотно заполнено фигурам людей. Этот факт и вызвал сомнения в кругу искусствоведов - а точно ли эта картина принадлежит Джорджоне? Однозначного ответа на этот вопрос нет, а общепринятая версия подтверждает принадлежность полотна Джорджоне. Все «нестыковки» объясняются молодостью и желанию подражать Беллини и Карпаччо.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно