Вознесение Девы Марии (Успение Богородицы), Тициан

Автор: Тициан Вечеллио
Где: Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Год: 1518

Содержание статьи:
Нижний ярус
Средний ярус
Верхний ярус
Другие картины художника

Описание картины:

Вознесение Девы Марии (Успение Богородицы) - Тициан. Дерево, масло. 690 x 360 см

«Вознесение Девы Марии» - самая большая (в высоту - около семи метров, в ширину – более трёх) картина великого венецианского живописца Тициана. После её написания его официально признали первым художником Венецианской республики.

Картина была написана маслом по деревянной основе для алтаря церкви Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари. Там она находится и сейчас. Если войти в базилику через центральный вход, кажется, что картина светится сквозь арку хоров. Такого эффекта сумел добиться Тициан своим новаторским цветовым и композиционным решением.


Земля. Апостолы



Тициан отказался от основных негласных, но общепризнанных традиций церковной живописи. Прежде всего – от общепринятого способа изображения персонажей. Нижний ярус его картины занимают фигуры апостолов, которых было принято изображать умиротворёнными, исполненными мудрости, покоя, благодати.

Но не такими представлены апостолы, ставшие свидетелями вознесения Девы Марии, у Тициана. Они взволнованы, оживлённо жестикулируют, молитвенно складывают руки и воздевают их к небесам. Их растрёпанные волосы, всклокоченные бороды, беспорядочные складки хитонов увеличивают впечатление хаоса, сумятицы, тревоги.

Нижний план картины, отданный происходящему на земле, буквально загромождён фигурами мечущихся, потрясённых происходящим людей. Их лица и взгляды (за редким исключением) устремлены вверх, туда, где в облаках исчезает Богородица, возносимая на небо.


Воздух. Дева Мария



Второй ярус картины менее заполнен. Здесь больше пространства, больше света. Центральным образом является Богоматерь, уносимая наверх, к Всевышнему, к свету. Это очень яркий образ. Она в красном, словно пламенеющем платье, тёмно-синей накидке. Её руки воздеты к небу, туда же обращены её лицо и взгляд сияющих глаз.

На взволнованном лице Мадонны – трепетное ожидание чуда, восторг и понимание грандиозности свершающегося события. Ноги героини ступают по облакам, её голова, плечи, руки окружены божественным сиянием.

Вокруг Богородицы суетятся ангелы – очаровательные пухлые малыши с крылышками. Справа среди них Тициан изобразил нескольких херувимов, чьи серьёзные лица не позволяют забыть о серьёзности момента.


Небо. Господь.



Верхний ярус композиции отдан Богу-отцу. Окружённый сиянием, он в сопровождении двух ангелов устремляется навстречу возносимой к небесам Богородице. Кажется, он летит. Его борода и длинные волосы развеваются, руки в широких рукавах хитона раскинуты в стороны и напоминают крылья. Часть фигуры Создателя тонет в золотом сиянии, которое, кажется, исходит от него.

Великолепная картина Тициана – настоящий шедевр церковной живописи. Она производит грандиозное, возвышающее душу впечатление не только из-за религиозной, «божественной» тематики, ярких, насыщенных красок и впечатляющей композиции, но и благодаря реалистичности, убедительности образов.

Недаром великий английский писатель Оскар Уайльд, впервые увидев «Вознесение Девы Марии» Тициана, назвал её «лучшей картиной Италии».
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно