«Похищение Европы», Тициан

Автор: Тициан Вечеллио
Где: Музей Изабеллы Гарднер, Бостон
Год: 1562

Содержание статьи:
Про Европу
Про быка
Про купидонов
Другие картины художника

Описание картины:

Похищение Европы - Тициан. Холст, масло. 178 x 205 см

«Похищение Европы» - одна из семи картин, написанных Тицианом для короля Испании Филиппа II. В этих полотнах великий художник воссоздал широко известные мифологические сюжеты.

Европа, дочь царя Агенора, была похищена Зевсом, поражённым красотой девушки. Чтобы осуществить свой замысел, Громовержец принял вид белого быка и смешался со стадом, пасущимся на берегу моря. Европа, гулявшая по пляжу с подругами, неосторожно подошла поближе, чтобы лучше рассмотреть великолепное животное.

Привлечённая миролюбивым видом быка, она даже взобралась на его спину. Но он неожиданно сорвался с места и стремительно понёс девушку в море. Напрасно бедняжка звала на помощь, и пыталась остановить мощное животное. Бык не остановился, пока не достиг Крита, где принял свой настоящий облик.


Похищенная Европа



На картине Тициана перепуганная Европа с трудом удерживается на спине быка, ухватившись за его рог и отчаянно старается призвать на помощь, размахивая красной тканью. Тициан не стал приукрашивать свою героиню: девушка в панике, в ужасе, и её поза передаёт это состояние.

Запрокинутая голова, широко открытый рот, растрепавшиеся волосы. Обнажённые ноги беспомощно скользят по шкуре быка, ища опоры. Одежда в беспорядке, намокшая ткань липнет к телу, подол платья сбился к бёдрам. Белая, прозрачная ткань не скрывает форм красавицы.

В общем, поза Европы далека от представлений о благообразии и изяществе, она, скорее, вульгарна. Здесь Тициан безжалостно реалистичен. Достоверно передать эмоции похищаемой девушки для него важнее, чем изобразить её фигуру и лицо в выгодном свете.


Бык в море



Мощная грудь быка рассекает волны, которые словно вскипают от его стремительного движения. Берег, откуда он похитил дочку царя, остался позади, внизу. Интересно, что Зевс движется как будто вверх, к темнеющим на синем небе облакам.

Такое диагональное движение намекает, что белый бык – только временный облик всемогущего бога, владыки небес. Романтичный пейзаж на заднем плане включает в себя море, линию гор на горизонте, небо, по которому плывут тёмные, тревожные, предвещающие непогоду облака.


Купидоны



Тициан не позволяет зрителям забыть, что изображённый им сюжет – мифологический, волшебный. Европу в её необыкновенном путешествии сопровождают летящие по небу маленькие купидоны, вооружённые луками и стрелами. Наверное, они ждут подходящего момента, чтобы поразить сердце красавицы любовью к своему похитителю.

Ещё один крылатый малыш следует за белым быком на большой рыбе, ухватившись за её плавники, как Европа за рог быка. Рядом с божественным животным, на нижнем плане картины, ещё одна крупная рыбина высунула из воды зубастую пасть. На её спине – острые шипы. Это предупреждение об опасности, которая подстерегает девушку, если она вздумает броситься в волны.

«Похищение Европы» Тициана – картина необычайно драматичная, эмоционально насыщенная, исполненная движением. Мифологический сюжет воспроизведён художником очень реалистично, хотя и включает в себя волшебные, сказочные образы и романтический, любовный мотив.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно