Портрет А. П. Левшиной, Дмитрий Григорьевич Левицкий

Описание картины:

Портрет А.П. Левшиной - Дмитрий Григорьевич Левицкий. Холст, масло. 213 х 140,5 см

Портрет А. П. Левшиной был написан Дмитрием Григорьевичем Левицким в рамках серии портретов лучших воспитанниц Смольного института.

Идея создания этой портретной галереи принадлежала самой Екатерине II, и то, что воплощение своего замысла она поручила именно Левицкому, свидетельствует о том, как высоко императрица ценила мастерство этого живописца.

Екатерина сама называла кандидатуры портретируемых и высказывала пожелания относительно того, как именно нужно изобразить девушек.

Левицкий работал под её надзором. Но художник сумел создать действительно прекрасные портреты, и при этом угодить вкусам царицы.


Александра Левшина



Александре Левшиной Екатерина II искренне симпатизировала. По её мысли, портрет этой выпускницы должен был стать центром композиции.

Возможно, эта ответственность наложила на юную девушку свой отпечаток: на полотне она выглядит напряжённой, слишком серьёзной. Из-за высокого седого парика, (дань моде тех лет) Александра кажется старше своих 17-и лет. Она не улыбается, смотрит строго, отчуждённо, хотя, по отзывам современников, красавица отличалась весёлым, смешливым нравом.

Выражение лица Александры Петровны противоречит её игривой позе. Девушка словно замерла в танце: одна рука отводит в сторону широкую юбку, другая упирается в бок, её лицо обращено влево, хотя взгляд устремлён прямо на зрителя. Изящный башмачок выглядывает из-под подола.


Портрет в образе Заиры



Есть мнение, что Левшина запечатлена в театральном костюме. Художник нарисовал её в роли Заиры из одноименной пьесы Вольтера.

Действительно, наряд Александры больше похож на театральный, чем на одежду воспитанницы Смольного или платье знатной дамы.

Левицкий мастерски изобразил тяжёлые складки атласа, невесомость ткани верхней прозрачной юбки, мельчайшие детали отделки платья и шляпки.


Интерьер



Версия о театральности портрета подтверждается интерьером, в котором изображена героиня. Тяжёлый занавес справа, огромная ваза, колонны на заднем плане – вся эта абстрактная античность напоминает о театральных декорациях.

Левшина очень молода, поэтому в работе над её портретом Левицкий значительно отошёл от канонов мемориальности, изобразив девушку в движении, в условно-театральной обстановке.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно