«Перед исповедью», Алексей Иванович Корзухин
Описание картины:
Перед исповедью - Алексей Иванович Корзухин. Холст, масло. 109 x 162 см
Предлагаемое описание относится ко второму варианту картины А.И. Корзухина «Перед исповедью», который на данный момент хранится в Третьяковской галерее. Первый вариант этого сюжета был создан в 1876 году. Второй – годом позже.
Изменения, внесённые автором, не коснулись композиции и общей тональности картины, а затронули отдельных персонажей. Так на массивный табурет художник вместо солидного господина в шубе усадил полную пожилую даму. Бабушку, наставляющую внука, перенёс в другое место, поближе к иконостасу и т.д.
«Перед исповедью», Алексей Иванович Корзухин, 1876 год, Тверская областная картинная галерея
Тема картины
Мастер жанровой живописи, Алексей Иванович Корзухин на этот раз изобразил не двух – трёх персонажей, вовлечённых в какую-то ситуацию, а более десятка разных по социальному положению, возрасту, полу людей – прихожан церкви, у каждого из которых своя жизнь, свои эмоции, свои мысли и отношения с Богом.
Люди, скопившиеся в полумраке церкви, ожидают исповеди – одной из главных религиозных таинств, способствующих духовному очищению.
Интерьер
Торжественность церковного интерьера, высокие потолки, арки, блеск позлащённых окладов, кадил, подсвечников, трепещущие огоньки свечей – всё это создаёт возвышенный настрой.
Однако художник-реалист не упустил снижающих одухотворённость момента деталей. На маленькой, неказистой табуреточке, изображённой в правом углу холста, стоит непонятный предмет, не то ведро, не то круглая высокая коробка. Так же неуместно выглядит стоящий неподалёку стул с брошенной на него шубой из рыжего меха. На фигурной решётке висят чей-то белый платок, пальто и шляпка с белыми перьями. Должно быть, посетители оставляют здесь свою верхнюю одежду.
Прихожане
Группа людей, стоящих перед высокими деревянными ширмами, благодаря освещению, выделяется на общем полутёмном фоне полотна и привлекает внимание зрителя.
Невысокая старушка в большом белом павловопосадском платке с крупным узором наставляет мальчика лет 7-8 в красной рубашке и начищенных до блеска сапогах. Бабушка склонила к нему своё строгое лицо и назидательно водит пальцем перед понурившим голову внуком.
Грузную даму в тёмном пальто и белом чепце заинтересовал их разговор. Во всяком случае, её лицо обращено в их сторону. Дама сидит на большом табурете. Это против правил, но тросточка в её руках говорит о том, что стоять ей тяжело.
Двое подростков, простые армячки которых свидетельствуют о скромном достатке их семьи, оживлённо болтают. Их непринуждённое поведение привлекло неодобрительное внимание молодой женщины аристократического вида и пожилого чиновника, обратившего к мальчишкам небритое лицо.
Мастерство портретиста
Женщины, стоящие у иконостаса, заняты тем, что и должно занимать их в церкви: они ставят свечи у икон, молятся. Корзухин, великолепный портретист, каждого своего персонажа наделил уникальными чертами, позволяющими с первого взгляда почувствовать его характер, настроение, отношение к происходящему.
Например, высокая девушка в бело-зелёном с красным узором платке, не сводящая глаз с икон. Она словно не замечает суеты вокруг себя, её взгляд устремлён поверх голов теснящихся у иконостаса женщин, чуть приоткрытые губы шепчут слова молитвы. Весь её облик говорит о сосредоточенности, погружённости в себя, том молитвенном настроении, которое и должно владеть человеком в церкви.
«Перед исповедью» - одна из самых известных картин А.И. Корзухина. Будучи выставленной в Париже в 1878 году, она заслуженно получила массу положительных откликов как в российской, так и в зарубежной прессе.
Другие картины Алексея Корзухина
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления