«Петрушка идет», Алексей Иванович Корзухин

Автор: Алексей Иванович Корзухин
Где: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
Год: 1888

Содержание статьи:
Артисты
Нянька
Будущие зрители
Публика
Другие картины художника

Описание картины:

Петрушка идет - Алексей Иванович Корзухин. Холст, масло. 99 x 137 см

Жанровая живопись в России получила во второй половине XIX века мощный толчок к развитию. Образованная Россия открывала для себя жизнь простого народа. Художники обратились к сюжетам из сельской жизни, быта чиновников и купцов, мещан и ремесленников. Персонажами картин становились деревенские ребятишки, крестьянки, пастухи, мелкие торговцы, мальчишки-подмастерья и прочий небогатый люд, о котором просвещённая публики знала, но чьё существование предпочитала не замечать.

Оказалось, что жизнь этих простых людей богата происшествиями, взлётами и падениями, подлинными страстями, настоящими трагедиями и фальшивыми переживаниями, маленькими радостями и яркими впечатлениями. Одним из тех, кто сделал жизнь простых людей своей постоянной темой и сумел рассказать о ней всесторонне, ярко, интересно был Алексей Иванович Корзухин.


Артисты



Местом действия картины «Петрушка идёт» стала незамощённая улочка дачного пригорода. Мимо невысоких деревянных домиков, над которыми высокие сосны простирают свои мощные ветви, мимо палисадников, в которых густо разрослись кустарники, по пыльной дороге идут двое уличных артистов.

Один из них несёт шарманку и крутит её ручку. Должно быть, издаваемые шарманкой звуки сейчас разносятся по тихой улочке, привлекая внимание жителей.

Второй мужчина тащит громоздкий реквизит для представления. За его спиной – полосатые ширмы. В руке – ящик, на плече висит холщовая сумка.

Мужчины выглядят утомлёнными. На их лицах – усталость и скука. Шарманщик вымученно, с усилием улыбается.


«Нянька»



Усталый вид, запылённая одежда, тяжёлая походка «петрушечников» не мешают деревенской ребятне радоваться предстоящему представлению.

Особенно выразительна фигура подростка в красной рубашке, босоногого, в подвёрнутых широких штанах. Он бежит по улице, радостно улыбаясь и размахивая левой рукой. Правой он прижимает к себе маленького ребёнка в длинной белой рубашечке и чепчике. Наверное, малыш лежал в изящной плетёной коляске под чёрным зонтиком, которая теперь, брошенная, стоит возле палисадника у дороги.

Подросток, видимо, должен был гулять с ним, но, увидев «петрушечников», не выдержал и, вытащив своего питомца из коляски, бросился в порыве радости бежать по улице, возвещая грядущее представление.


Будущие зрители



Слева от него мальчишка-разносчик в длинном белом фартуке, с ящиком на голове и корзиной в руке, остановился и оглядывается на артистов, забыв на минуту о своих делах.

Группу дополняют две девочки. Та, что постарше, выбежала на дорогу, не отложив иголку и кусок белой ткани, над которым работала.


Интеллигентная публика



Появление артистов привлекло внимание двух дам, наверное, дачниц, идущих по обочине. Женщины держатся отстранённо, они словно боятся быть вовлечёнными в общую суету.

Едущий за ними на велосипеде высокий мужчина в чёрном костюме невозмутим. Его мало волнует происходящее на улице. Но этих персонажей зритель замечает уже после того, как ощутит радостную атмосферу предвкушения праздника, создаваемую деревенскими ребятишками, тёплым солнечным светом, яркой зеленью и голубым небосводом над крышами домов.
1
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно