«Разлука», Алексей Иванович Корзухин

Описание картины:

Разлука - Алексей Иванович Корзухин. Холст, масло. 58.5 x 77 см

Рассматривая картины Алексея Ивановича Корзухина, можно составить правдивое и полное представление о пёстрой, многообразной жизни самых разных сословий России. Крестьянский быт, сельские ярмарки, народные гуляния, церковные торжества, семейные праздники, тяжёлые сцены прощания с умирающим и множество других сторон многоликой жизни России II половины XI X века воспроизведены на его полотнах.

Картину под названием «Отправление кадета в корпус (Прощание сына с матерью)» Корзухин впоследствии назвал просто «Разлука». Художник принял такое решение, рассудив, что смысл изображённой сцены его современнику будет понятен и без объяснений. Прошло более ста лет, но и в XXI веке ситуация и чувства персонажей картины понятны зрителю и вызывают живой отклик.


Мать и сын



Гостиная в доме обеспеченной, но не слишком богатой семьи. Немолодая женщина прощается с сыном – юношей, уезжающим учиться в кадетский корпус

В порыве материнской любви, давая последние наставления, мать усадила дорогое дитя себе на колени. Это выглядит забавно и нелепо: парень уже почти взрослый, к тому же одет в форму. Возможно, именно из-за неловкости на его лице застыло выражение отчуждённости. Он смотрит в сторону, его губы плотно сжаты. Однако, сын всё же любит матушку и не противится проявлению её чувств, его рука обнимает её за плечи.


Свидетель прощания



Сцена прощания вызывает снисходительную усмешку у пожилого офицера, приехавшего за юным кадетом. Он терпеливо ждёт, но заметно, что долгое расставание утомило его.

Офицер словно ненароком достал карманные часы и, открыв их циферблат, держит на виду. Он ждёт уже давно. Это видно по измятой газете, которую он успел прочесть и небрежно бросил на стоящий рядом стул, и по его позе: расстегнув мундир, мужчина положил ногу на ногу и облокотился на спинку дивана.


Старая служанка



Должно быть, прощанию предшествовало угощение: возле дивана стоит накрытый к чаю стол. Зритель видит сверкающий самовар, на белой скатерти - чашки и блюдца. В дверях, скромно сложив руки, сочувственно опустив голову, стоит старая служанка, возможно, няня, растившая будущего кадета. Она одета для выхода на улицу. Скорее всего, ей поручено сопровождать молодого человека: убедиться, что он добрался и устроился благополучно.

Простая, ничем не примечательная ситуация, воспроизведённая Алексеем Ивановичем Корзухиным, привлекает внимание каждого, даже если ему не приходилось отпускать в новую жизнь повзрослевшего сына. Эмоции персонажей полотна безыскусственны, понятны, заставляют зрителя сопереживать.

1
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно