Картина Кухня, Давид Тенирс Младший

Автор: Давид Тенирс Младший
Где: Эрмитаж
Год: 1640-е

Содержание статьи:

Описание картины:

Кухня - Давид Тенирс Младший. 1640-е. Холст, масло. 172,5х237

   На монументальном полотне Давид Тенирс Младший представил самого себя в образе богатого дворянина. Он изображен слева на ступенчатом помосте, в нарядном костюме сокольничего. На его левой руке сидит сокол, правой рукой он опирается на трость; у ног находятся охотничьи собаки. Внимательный, остро направленный взгляд свидетельствует о том, что художник пристально изучал свое отражение в зеркале. Сходную моделировку лица живописца (с карими глазами, крупным носом, кончик которого чуть вздернут, небольшими усами над полуоткрытыми пухлыми губами и выдвинутым вперед подбородком) можно увидеть в раннем подписном «Автопортрете». Этот «Автопортрет», недавно появившийся в искусствоведческой литературе, еще раз подтвердил, что на эрмитажной картине, бесспорно, изображен сам Тенирс.

   Действие картины происходит, скорее всего, не в реальном, а в выдуманном художником интерьере. Хотя в литературе высказывались различные предположения: либо это интерьер кухни Тенирса в имении «Три башни» («De Dry Toren», или Дрейторенский замок), либо изображение кухни во дворце эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Но так как Дрейторенский замок в окрестностях деревни Перк Тенирс приобрел значительно позже, в 1662, большинство исследователей склоняется в пользу того, что на полотне показана дворцовая кухня эрцгерцога. Однако Тенирс становится придворным художником Леопольда Вильгельма и переезжает в Брюссель только в 1651, а произведение создано в 1646. Следовательно, оно представляет собой сочиненную композицию.

   Что касается сюжета, то Бабина (1989), а вслед за ней Клише (1991) трактуют эрмитажную «Кухню» как аллегорию четырех стихий. На полотне Тенирса, как и на гравюре его предшественника Жака де Гейна Младшего (1565-1629), фигура сокольничего с соколом олицетворяет Воздух. Для того чтобы раскрыть подтекст этой очень жанровой но характеру фигуры, художник помещает ее под окном, из которого струятся вода и свет. Огонь символизируют жаровня на столе, очаг печи и изображенные рядом фигуры повара и его помощников. Вода представлена в картине образами рыбаков (в центре и справа) с рыбой и морскими животными. В тенирсовской интерпретации четырех стихии фигура сокольничего выполняет двоякую роль. Помимо Воздуха она олицетворяет стихию Земли - охотник окружен собаками и битой дичью, а у его ног размещены всевозможные плоды земли (капустa, коренья, яблоки и др.). В подобной трактовке Тенирс пользовался в качестве источника, помимо работы Жака де Гейна Младшего (у которого Земля обозначена фигурой охотника), гравюрой «Земля» Николаса де Брейпа (1571-1656). У последнего в изобилии показаны атрибуты Земли, сходные с деталями натюрморта на нервом плане (слева) в «Кухне» Тенирса.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно