Групповой портрет членов стрелковой гильдии в Антверпене, Давид Тенирс Младший

Автор: Давид Тенирс Младший
Где: Эрмитаж
Год: 1643

Содержание статьи:

Описание картины:

Групповой портрет членов стрелковой гильдии в Антверпене - Давид Тенирс Младший. 1643. Дерево, масло. 133х184,5

   Эрмитажная картина явилась первой большой заказной работой Тенирса и предназначалась для зала, в котором проходили ассамблеи, в доме гильдии стрелков. В этом здании она находилась до 1749, но затем из-за финансовых трудностей гильдии полотно Тенирса Младшего (вместе с «Коронованием победителя» Рубенса, хранящимся ныне и Картиной галерее Касселя) было продано голландскому художнику Герарду Хуту.

   Действие картины разворачивается на Гроте Маркт - главной площади Антверпена. Слева видна ратуша (1561-1565, архитектор К. Флорис). Художник показывает строгость и простоту правого крыла здания, которое контрастирует с центральной выступающей частью фасада, насыщенной декоративными деталями и энергичной по пластике. Левая часть ратуши, срезанная рамой, не видна. Гигантский трехъярусный фронтон, сдвоенные колонны, ниши, украшенные статуями «Мадонна с Младенцем на полумесяце» (по-видимому, Непорочное зачатие»), «Правосудие» и «Мудрость», - все это производит впечатление чрезвычайного богатства архитектурных форм. Точностью и тщательностью исполнения самых мелких деталей Тенирс как бы выражает свое почтительное отношение к памятнику могущества Антверпена. Справа от ратуши изображена улица Zilversmidstraat (Серебряных дел мастеров) с постройками XVI в. В крайнем справа здании (Huys van Spanien Испанский дом), фасад которого украшен красным полотном с гербами, находилась гильдия «Oude Voetboog», организованная в XV в.

   Создавая это большое полотно, Тенирс не прибегал к помощи других мастеров. В отличие от художников архитектурного жанра (в частности, живописцев из семьи ван Стенвейк или семьи Неффс), специализировавшихся в и изображении интерьеров и экстерьеров церквей, Тенирс сам нарисовал и архитектурный фон, и портреты. В картине Тенирса фигуры первого плана и архитектура настолько органично соотнесены друг с другом, что воспринимаются как неразрывные части целого. Сквозь оконные проемы ратуши также виднеются фигуры, которые зрительно способствуют единству произведения. Благодаря удачно найденной соразмерности человек находится в гармонической связи с архитектурой. Поэтому персонажи Тенирса не кажутся затерянными в толпе.

   О сюжете данного произведения высказывались различные предположения. К примеру, ван дер Бранден (1883) считал, что на холсте представлен парад по случаю юбилея декана гильдии Годеварда Сиейдерса. По мнению Клинге (1991), определение сюжета, сделанное ван ден Бранденом, вряд ли правомерно из-за отсутствия документальных подтверждений. Она, как и Делен (1930), справедливо отмечает, что на площади происходит парад старейшей в Антверпене гильдии «Oude Vbetboog», Деканом ее, как правило, был бургомистр города. Члены гильдии изображены в черных костюмах с красными поясами. У трех пожилых персонажей (вероятно, руководителей гильдии) красная лента повязана через плечо. Для того чтобы разнообразить монотонность черных пятен и насытить картину цветом, Тенирс изобразил некоторых представителей гильдии в желтых костюмах (в частности, барабанщика и знаменосца).
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно