«Чудо со статиром», Мазаччо — описание
Описание картины:
Чудо со статиром - Мазаччо. Около 1425-1428. Фреска.
Эта удивительно выразительная и динамичная по сюжету и технике исполнения фреска удивляет временем своего создания. Для эпохи раннего Возрождения она явно опередила свое время. Ее современницы — это изображения в статичной, устаревшей готической традиции, с ее плоскими, неживыми телами и двухмерной невыразительной геометрией пространства.
На этой же фреске все совершенно другое. Первое, что сразу бросается в глаза зрителю — это построенное по законам перспективы архитектурное сооружение на боковой части картины. Идеальные вертикали и четкое изображение мельчайших подробностей отсылают нас к куда более поздним векам в искусстве, чем-то напоминая творения кубистов или сторонников геометрической абстракции. Наверное, до этого времени мало какие религиозные изображения могли похвастаться настолько четкими архитектурными формами. Кажется, что это здание — такой же равноправный участник происходящих событий, что и человеческие фигуры.
Традиционный библейский сюжет дал художнику возможность в полной мере проявить свой талант живописца и колориста. Цвета в этой фреске много, он яркий и насыщенный, с преобладанием оттенков красного. Тем не менее, ощущения вульгарной пестроты и излишней интенсивности цвета нет. Красные тона уравновешиваются бежево-серыми горами на заднем плане, а также сероватым камнем архитектурного фрагмента. Этот практически нейтральный фон уравновешивает буйство красок на картине.
Особый интерес вызывает трактовка художником библейского сюжета. Дело в том, что на одной фреске запечатлены как одновременно происходящие три последовательных события. Левый край картины отсылает нас к тому моменту, когда по указанию Иисуса Христа святой Петр отправляется ловить рыбу с монеткой в животе, потому что Христа и его спутников не пропускают в храм Иерусалима — вход (подать) стоит статир (античная монета). В центре — главный эпизод евангельского текста — Христос беседует со служителем храма, требующего у него уплату подати. Справа же — уже момент непосредственной передачи монеты. По притче, святой Петр действительно нашел в первой же рыбе искомый статир, как и сказал Христос.
Внимательный зритель увидит явный анахронизм, что, впрочем, всегда было свойственно религиозной живописи, использующей библейские сюжеты. Если основные персонажи — Христос и его апостолы — облачены в одежды, вполне сочетающиеся с библейским сюжетом, так как плащи и свободные одеяния носили и в древности, храмовый служитель одет явно в современную художнику одежду — бархатный короткий камзол с пышными складками и очень узкие, напоминающие колготки, брюки.
И еще один привлекательный и необычный момент. На фреске некоторые ключевые фигуры повторяются несколько раз. Так, например, сам Иисус Христос изображен в центре композиции всего один раз, как и большинство апостолов. А вот храмовый служитель в одежде эпохи Ренессанса написан дважды — в центре и справа. Святой же Петр удостоился сразу трех «упоминаний» на фреске — во фрагменте рыбной ловли слева, в центре при разговоре о подати и справа в момент ее уплаты служителю храма.
Уникальные композиционные и изобразительные особенности этой фрески делают ее замечательным памятником своей эпохи, отразившим высочайшее мастерство и талант художника.
Другие картины Мазаччо
Комментарии
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно
Подписаться на обновления