«Поклонение волхвов», Мазаччо — описание

Автор: Мазаччо
Где: Берлинская картинная галерея
Год: 1426

Содержание статьи:

Описание картины:

Поклонение волхвов - Мазаччо. 1426. Древесина тополя, темпера. 21 х 61 см.

   Эта картина — часть Пизанского полиптиха, которая относится к так называемой пределле — нижнему ряду изображений, расположенных под главными композиционными частями. Пизанский полиптих — единственная работа художника, имеющая точную датировку, так как сохранились официальные документы о моменте ее создания. Какое-то время полиптих считался утерянным, но в данный момент большая его часть найдена и хранится в музеях.

   Вытянутый в длину формат пределлы позволил мастеру удачно расположить множество фигур, создав максимально выразительные образы на минимальной площади. Картина изображает известный библейский мотив, когда к новорожденному Иисусу пришли три волхва, предсказавшие его появление на свет. Они нашли место рождения будущего Спасителя по Вифлеемской звезде.

   На полотне изображена длинная процессия, которая выстроилась перед Девой Марией с младенцем Иисусом на руках. Сразу заметно, что эта часть полиптиха отличается от верхних его фрагментов. Что бросается в глаза, так это отсутствие канонического золотого фона. Персонажи картины написаны на фоне гористого пейзажа с темными скалами, за которыми видна неширокая полоса синего неба с облачками. Это придает работе объемность и перспективу.

   Еще современников Мазаччо восхищало мастерство, с которым изображены на картине лошади. Они стоят в различных положениях, что опять-таки придает картине глубину пространства. Кроме того, каждая лошадь обладает индивидуальностью и изображена с отменным мастерством.

   Многочисленные фигуры людей одеты скорее по моде эпохи раннего Возрождения, чем по той, которая царила за полторы тысячи лет до рождения художника. Но этот прием свойственен не только Мазаччо и его современникам, и в другие эпохи было принято «осовременивать» библейские мотивы. Сразу хочется отметить исключительное умение мастера правильно поставить на землю человеческие фигуры, ведь до него никто это не умел делать. На большинстве полотен до Мазаччо фигуры словно парят в воздухе, у него же они твердо опираются ногами о землю.

   Каждая фигура изображена очень тщательно, аккуратно проработаны складки одеяний, обрисовывающие фигуру и подчеркивающие ее. На пределле много красок, ярких и сочных, составляющих великолепный контраст с мрачными горами на заднем плане и темным сараем, символизирующим ясли, где родился и провел первые часы Христос.

   Насыщенные краски и выразительные формы характерны и для изображения животных в стойлах, особенно лежащей коровы, помещенной, как и лошади, в сложном ракурсе. Все эти детали усиливают впечатление активного движения на картине, при всей ее небольшой величине, производящей впечатление монументального произведения.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно