Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, Боровиковский — описание, анализ картины

Автор: Владимир Боровиковский
Где: Третьяковская галерея
Год: 1800-1810

Содержание статьи:

Описание картины:

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке - Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 99х68

   Владимир Лукич Боровиковский - выдающийся мастер второй половины XVIII - первой четверти XIX века. Отличительной особенностью его портретного творчества является изображение моделей на фоне при роды, указывавшее тем самым на гармонию человека и природы, его естественность и искренность. В ней - характерная примета нового стиля эпохи - сентиментализма.

   Портрет запечатленной Боровиковским уже на склоне лет Екатерины II является исключительным примером изображения монарших особ. Трудно узнать в пожилой приветливой даме, шествующей по парковой дорожке, могущественную императрицу. Ее одежда подчеркнуто неофициальна, нет и привычных для парадного портрета атрибутов власти. Правительница изображена не во дворцовом интерьере, традиционном для портретов царей той поры, а среди густой зелени Царскосельского парка. Но при этом модель полна достоинства, ее поза и жесты все так же величественны, а окружающая природа призвана подчеркнуть прежде всего человеческое начало самодержицы российского престола.

   В эпоху правления Екатерины Великой, целая галерея ее портретов была написана разными художниками, служившие тому, чтобы создать нужный образ просвещенной, мудрой, доброй, великодержавной императрицы.

   Художник отошел от парадности и торжественности изображения. Портрет получился камерный, почти домашний, вполне в традициях сентиментализма.

   В исполнении Боровиковского она здесь не государыня и вседержительница, а обыкновенная, земная. Да и вокруг не золотые залы дворца, а спокойный пейзаж, тихие аллеи сада, пруд с лебедями.

   На нас смотрит женщина среднего возраста (хотя, на тот момент Екатерине 65 лет и ее года приукрашены автором), она опирается на трость, у ног ее любимая собачка.

   Екатерина здесь очень человечная, с доброй улыбкой и спокойным лицом, но одновременно, чувствуется внутренняя сила и достоинство императрицы.

   Левая рука ее указывает на изображенную вдалеке Чесменскую колонну, которая в данном полотне является символом мощи и победы страны в русско-турецкой войне. Такой аллегорией художник подчеркивает, что, открывая свои личные стороны характера, тем не менее, перед нами монарх победоносного российского государства.

   Известна копия этого полотна, которую написал сам Боровиковский в 1800-х годах. Екатерина изображена на фоне Кагульского обелиска, установленного в честь победы над турецкими войсками в Кагульском сражении 1770 года. Но, пожалуй, этот портрет получился у автора более строгим и сухим, да и в лице Екатерины меньше округлости, румяности и доброты.

   Также по этой копии известна гравюра Николая Ивановича Уткина «Екатерина II», исполненная в 1827 году.

   И копия и гравюра заказаны сыном русского фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, чтобы увековечить память об отце, о его победах в войне с турками.

   Портрет Боровиковского государыне не понравился. Его приобрел помещик Муромцев, затем меценат Харитоненко, впоследствии он поступил в Третьяковскую галерею.

   Может быть портрет и не имел бы такой известности и не вызывал столько интереса, если бы не А. С. Пушкин. Его «Капитанская дочка» вернула картине второе дыхание.

   Перечитайте главу 14 и глазами ее героини Марьи Ивановны вы увидите в парке ту самую женщину на скамейке, напротив памятника, в душегрее, важную и спокойную, с голубыми глазами – императрицу Екатерину II.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно