«Вид Казанского собора в Петербурге», Фёдор Яковлевич Алексеев

Описание картины:

Вид Казанского собора в Петербурге - Фёдор Яковлевич Алексеев. Холст, масло. 71 x 112,5

Над «Видом Казанского собора в Петербурге» Фёдор Яковлевич Алексеев работал с 1811 по 1813 год. В это время художник уже был признанным авторитетом в живописи. В 1894 году ему было присвоено звание академика живописи. С 1800 года Алексеев возглавлял класс перспективной живописи в Академии Художеств.

Петербург был родным городом для Фёдора Алексеева. И, хотя его творческое наследие содержит немало видов других городов, изображения города, основанного Петром Великим, отличаются особой теплотой.


Вид на собор со стороны канала



«Вид Казанского собора в Петербурге» - ярчайший пример такого рода пейзажа. Картина создавалась, когда собор ещё только появился на месте небольшой церкви.

Собор и площадь перед ним представлены в непривычной нам планировке. У концов изогнувшейся дугой колоннады стоят скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, просуществовавшие только 13 лет. В центре площади возвышается деревянный обелиск, который впоследствии должен был быть заменён каменным (предположительно мраморным). Но в 18926 году обелиск просто убрали.

Точка обзора находится на берегу Екатерининского канала (сейчас он носит имя Грибоедова). Отсюда открывается великолепный вид на сам собор, на площадь перед ним и уходящий вглубь перспективы канал.

Большие здания, изображённые на полотне, вовсе не загромождают его пространства, не создают впечатления тесноты. Напротив, на картине много простора: большая площадь, бескрайнее небо над куполом собора, прозрачность колоннады.


Люди



«Град Петра» в изображении Алексеева - это живой город, населённый людьми. Жители Петербурга заполняют нижнюю часть картины, её передний план. Люди не просто оживляют пейзаж, они имеют самостоятельное значение.

Зрителю представлено множество жанровых сценок: у каменных зданий стоят ларьки, там идёт бойкая торговля, по площади разъезжают коляски, на её противоположном конце виден строй солдат. Люди прогуливаются по площади, стоят над каналом, наблюдая за плывущими по нему лодками. На замощённых берегах прачки полощут бельё в Неве. Атмосферу мирного уюта создаёт тёплое, неяркое вечернее освещение пейзажа.

Жизнь Петербурга увидена не глазами заезжего путешественника, стороннего наблюдателя, а постоянного жителя, который любит город, его вневременное великолепие и его повседневную жизнь во всём её многообразии.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно