«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», Фёдор Яковлевич Алексеев

Автор: Фёдор Яковлевич Алексеев
Где: Музей-усадьба «Архангельское»
Год: 1793

Содержание статьи:
Крепость
Дворцовая набережная
Нева
Горожане
Другие картины художника

Описание картины:

Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной - Фёдор Яковлевич Алексеев. Холст, масло. 71,5 x 109

Фёдор Яковлевич Алексеев был первым признанным мастером городского пейзажа в российской живописи. Он рисовал виды Венеции и других европейских городов, по заказу двора писал южные города, которые посетила Екатерина II во время своего знаменитого путешествия, запечатлел исторический центр Москвы.

Но самой важной для Фёдора Яковлевича Алексеева темой был Петербург – родной живописцу город.

Именно созданный Алексеевым образ Петербурга считается в русском искусстве классическим. В картинах живописца, посвящённых столице Российской империи, «строгий, стройный вид» города воспроизведён с тонким лиризмом, овеян романтикой и согрет теплом любви.


Крепость



Картина «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» написана в период расцвета таланта художника, в 1793 году

Одна из достопримечательностей Петербурга – Петропавловская крепость – занимает на полотне место на переднем плане, справа. Это массивное, мощное сооружение, словно вырастающее на каменных арках, уходящих в воду.

Над конусообразной башней крепости развевается флаг. От крепости к Неве спускается широкая каменная лестница.


Дворцовая набережная



В глубине перспективы открывается вид на Дворцовую набережную. Там, на другом берегу Невы, высится стройный ряд серых каменных зданий, среди них Зимний дворец и Адмиралтейство.

Соразмерность, упорядоченность, строгость архитектуры северной столицы подчёркнута уравновешенной композицией панорамы, выгодным ракурсом обзора.


Нева



Особое место на картине занимает Нева. На её подёрнутой лёгкой рябью серо-зелёной глади словно застыли узкие, длинные лодки с сидящими в них гребцами.

На левом краю полотна изображён большой корабль с убранными парусами на тонких мачтах. Ощущением спокойной, величавой красоты веет от этой гармонии между широкой, вольно раскинувшейся Невой и созданными человеком архитектурными сооружениями, лодками, парусником.


Горожане



Простые жители Петербурга, изображённые художником в правом нижнем углу картины, кажется, в какой-то степени, противоречат «державному» образу города.

Горожане свободно, беспорядочно расположились на пологом песчаном берегу, кое-где поросшем травой. Один сидит у воды с удочкой в руках, ребёнок тянет руки к матери, возле беседующих людей бегает собака.

Люди вносят жизнь в суровый каменный облик города. Именно благодаря их присутствию на полотне Петербург представляется не скопищем холодных каменных зданий, царством геометрически выверенных форм, а городом, в котором простым жителям тепло и уютно.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно