«Вид Спасских ворот в Кремле», Фёдор Яковлевич Алексеев

Описание картины:

Вид Спасских ворот в Кремле - Фёдор Яковлевич Алексеев. Холст, масло. 82 x 112 см

Жанр ведуты – городского пейзажа – в русской живописи рубежа XVIII – XIX веков ярче всего представлен творчеством Фёдора Яковлевича Алексеева.

Виды Москвы, её площадей, улиц, окрестностей Кремля Фёдор Алексеев создавал не только по велению собственного сердца, но и по воле императора Павла I, в 1800 году повелевшего художнику запечатлеть «древнюю столицу» в серии полотен. Так правитель заботился об исторической памяти России. Благодаря ему, мы сегодня имеем возможность видеть Москву начала XIX века.


Спасская башня



На картине изображён вид на Спасскую башню, пожалуй, самую известную башню Кремля, ставшую своеобразным символом столицы. Башня помещена в центр композиции.

Её остроконечный конусообразный купол, увенчанный двуглавым орлом, возвышается над куполами церквей и собора Вознесенского монастыря (слева), над зубцами и башенками крепостной стены и выглядывающими из-за неё куполами собора Василия Блаженного.

Стройные, строгие очертания башни ясно вырисовываются в прозрачном воздухе на фоне голубого неба. Отчётливо видны даже мельчайшие детали: полуарки, башенки, колокола.


Каменные стены



Пространство полотна ограничено мощными стенами, сложенными из кирпича. Побелка на них со временем потемнела от дождей и солнца, сквозь неё местами проглядывает красный кирпич.

Но каменные крепостные стены, Спасская башня, здания Вознесенского монастыря, арочная постройка в левом нижнем углу картины кажутся не старыми и ветхими, а древними, крепкими, даже вечными, основательно проверенными временем на прочность, нерушимыми, как само Российское царство.

О военном, оборонительном предназначении Кремля напоминают дула пушек, прячущихся под каменными арками.


Публика



Двор у Спасской башни не замощён, но основательно вытоптан. Трава здесь растёт небольшими островками, преимущественно возле стен.

Городской пейзаж оживлён маленькими фигурками гуляющих горожан. Они собираются группами, беседуют друг с другом, прохаживаются парочками. Зритель видит несколько повозок, кареты, запряжённые лошадьми. В центре двора гарцует на коне человек в зелёном мундире.

Рядом с гуляющими резвятся собаки. Вид беспечных обывателей, безмятежно наслаждающихся солнечным днём в окружении древних стен Кремля, у Вознесенского монастыря с его более чем пятисотлетней историей, производит странное впечатление. Этот контраст напоминает о суетности и недолговечности человеческого существования перед лицом вечности, в окружении куполов и башен на фоне голубого неба.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно