Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I, Алексеев

Описание картины:

Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I - Фёдор Яковлевич Алексеев. Бумага, акварель. 36,5 x 50,6 см

Первый год XIX века художник Фёдор Яковлевич Алексеев провёл в Москве. Император Павел I заказал ему серию картин, изображающих виды Москвы: её исторических памятников, церквей, площадей, улиц. Фёдору Яковлевичу, петербуржцу по рождению, обучавшемуся мастерству пейзажа в Италии, удалось воссоздать величественный и одновременно живой и трепетный образ древней столицы.

Настоящей жемчужиной «московской симфонии» Алексеева является картина «Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I».


Ночь и иллюминация



Этой картиной Фёдор Алексеев отдал дань восхищения молодому императору, с которым российское общество связывало надежды на перемены.

Хорошо знакомый всем вид Соборной площади, уже запечатлённый Алексеевым ранее, показан в необычном, ночном, освещении. Ночная иллюминация придаёт древнему архитектурному ансамблю площади сказочный, волшебный вид.

Успенский собор, в котором венчались на царство все правители России, Грановитая палата, Чудов монастырь, церковь Двенадцати Апостолов, колокольня Ивана Великого – всё окружено тьмой. Купола, башни, кресты, словно подсвеченные снизу, чётко вырисовываются на фоне ночного неба.

Сама площадь залита ярким светом иллюминации, закреплённой на комплексе колокольни Ивана Великого. Венчает иллюминацию восьмиконечная звезда с буквой А, вензелем Александра I, в центре.


Люди на площади



Вздымающиеся к небу вертикали – колокольня, купола церквей, крыши зданий и башни – уравновешены горизонталью площади, заполненной людьми. Толпа словно растеклась по пространству между Успенским и Архангельским собором (фрагмент его западного фасада изображён на правой стороне полотна).

Именно горожане, собравшиеся группами, стоящие рядами на Соборной площади, являются главными героями картины. Без них пейзаж выглядел бы пустым, мёртвым, застывшим. Толпа в изображении Алексеева выглядит живой, движущейся, колышущейся. Присутствие людей: мужчин, женщин, детей, любующихся иллюминацией - позволило создать на полотне атмосферу праздника, торжества.

Архитектурный ансамбль Соборной площади сформировался уже к началу XVI века. Алексеев изобразил его в тот момент, когда эти древние стены, многое повидавшие на своём веку, стали свидетелями и участниками радостного для всей России события: восшествия на престол молодого императора.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно