Любительница абсента, Пабло Пикассо, 1901

Автор: Пабло Пикассо
Где: Эрмитаж
Год: 1901

Содержание статьи:

Описание картины:

Любительница абсента - Пабло Пикассо. 1901. Холст, масло. 73х54


   20 век, вместе с техническим прогрессом, личной свободой, самыми кровопролитными войнами и демократией, принес одиночество и обособление. Воплощением этого состояния пустоты и неприкаянности является эта работа.

   Сухая, ломкая фигура, обхватив себя руками, чтобы окончательно закрыться от мира, погружена в иллюзии, навеянные полынной настойкой. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно. Залог нескорого возвращения в реальность - полупустой бокал "напитка фей". Длинные тонкие пальцы модели, словно щупальца фантастического, неземного существа, обхватывают лицо и плечо. Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум. Тихое созерцание, бессмысленное, скоротечное, снова и снова вызываемое новыми порциями абсента.

   При внимательном рассмотрении, очевидно, что героиня готовилась к визиту в кафе: кокетливый локон спадает на лоб, на лице едва заметны следы макияжа. Что это? Робкая надежда на перемены в жизни? Правила приличия? Однозначно ответить нельзя.

   Едва уловимая улыбка угадывается на желтоватом лице. Героиня уютно себя чувствует в своих нетрезвых иллюзиях. Одновременно с этим в работе угадывается некоторое напряжение.

   Одиночество героини разделяют бокал с зеленоватым зельем и голубой сифон. Зеркало на стене отражает разноцветный мир, от которого так решительно отгородилась женщина.

   Цветовая гамма работы очень контрастна. Сине-голубой борется с оранжево-коричневым. Мир иллюзий с реальностью. Линии фигуры четкие, контрастные. Окружение фигуры слегка размыто, зритель видит его глазами героини. Подобная игра с пространством создает иллюзию двойного присутствия героини.

   Композиционно бокал и сифон с водой повторяют очертания героини. Они словно две стороны одного и того же, связанные неразрывно. Подобные ассоциативные связи ярко характеризуют все творчество художника.

   Атмосфера картины насыщена ощущением борьбы между реальностью и иллюзиями. Трагичность ситуации заключается в том, что иллюзии убивают реальность, и сознание героини вскоре не сможет переносить реальности, окончательно сделав выбор в пользу фантастических видений, разрушающих способность мыслить, оценивать, жить.

   Авторская позиция оформлена ясно - тревога и неуверенность. Эти два чувства, так характерны для человека 20 века, преподносятся зрителю в отвлеченном сюжете одной из самых выразительных и лаконичных работах великого мастера.
1
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно