«Блудный сын», Иероним Босх — описание картины

Автор: Иероним Босх
Где: Музей Бойманса-ван Бёнингена
Год: 1510

Содержание статьи:

Описание картины:

Блудный сын - Иероним Босх. 1510. Доска, масло. 71 x 70,6 см

   При названии «Блудный сын», в первую очередь, перед внутренним взором обычно предстает картина великого Рембрандта. Однако и до него на эту библейскую тему создавали множество полотен. Один из таких шедевров – это картина Босха позднего периода его творчества.

   Этот шедевр обнаруживает несомненное сходство с другой его работой – «Воз сена». На створках триптиха изображен аналогичный персонах, даже поза и цветовая гамма очень похожа и повторяется если не в точности, то в общих чертах.

   Хотя изображение и называется «Блудный сын», к библейской притче оно не имеет прямого отношения. Здесь скорее уместно название «Путник» или «Пилигрим», как, впрочем, эту картину раньше и называли. Базируется такое название на глубоком религиозном представлении Босха о том, что человек всего лишь гость на этой земле, путник, который должен пройти свой земной путь перед тем, как заслужить жизнь вечную на том свете.

   Путник, который запечатлен художником, согнут в дугу от невзгод, оборван и залатан. Весь свой нехитрый скарб он несет с собой, опираясь на палку. Путник худой, а его одежда и обувь старая и потрепанная, у него даже башмаки разные и штанина рваная. В руках он держит такую же невзрачную серую шляпу с намеком на перо. Но он вооружен неплохим ножом, что должно символизировать желание человека защищаться от нападок и угроз судьбы.

   Окружение главного персонажа – это ключ к пониманию смысла изображения. Если не всматриваться в детали, можно решить, что этот человек с сожалением покидает родной дом, оборачиваясь на него в последний раз в надежде запомнить навсегда.

   Но стоит внимательнее рассмотреть все подробности, как становится понятно, что изображено здесь совершенно другое. Несмотря на то, что во дворе из корыта ест тощая свинья со своими не менее тощими поросятами, возле путника слоняется собака, а сзади в загоне стоит корова, это явно не ферма. Скорее, это сельский кабак, придорожная таверна. Об этом говорит изображение мужчины, справляющего малую нужду за зданием, и второй господин, тискающий в дверях податливую женщину. Тогда становится понятно, что таверна – это символ греховности, а путник, с такой тоской оглядывающийся на нее, это грешник, бегущий от соблазнов этой жизни.
0
Комментарии
  1. Любовь
    .
    20 февраля 2018 19:19
    Спасибо, для человека не сильно разбирающегося в искусстве живописи, Вы дали вполне понятные объяснения к картинам Босха
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно