«Любовное письмо», Ян Вермеер — описание картины

Автор: Ян Вермеер
Где: Рейксмузеум
Год: 1667-1670

Содержание статьи:

Описание картины:

Любовное письмо - Ян Вермеер. Холст, масло. 44 x 38.5 см

   Как только не называют этого голландского живописца – и художником-загадкой, и художником любви, и гением «золотого времени» голландской живописи. Все эти эпитеты к Яну Вермееру, действительно уникальному творцу 17-го века. Каждая из его известных 34-х работ вызывает восхищения, споры и обсуждения. Известная картина «Любовное письмо» также не избежала этой участи.

   Написано полотно примерно в период с 1667 по 1670 годы. Оно отличается от других работ своим композиционным построением, наличием аллегорий, насыщено двусмысленностями, «ключами», которые необходимо подбирать, чтобы понять истинный замысел автора. Сразу, на что обращаешь внимание – необычное построение, как будто «картина в картине», как будто автор, проходя мимо комнаты, заглянул внутрь, увидел кусочек чужой жизни и запечатлел его.

   Взору наблюдателя открывается светлая комната с двумя молодыми женщинами – хозяйкой, держащей в руках лютню, и служанкой, которая только что передала письмо. Послание, скорее всего, любовное, судя по взгляду сидящей женщины – он вопросительный и еще сомневающийся – «та ли это весточка, которую она так ждала?».

   Довольное лицо служанки подтверждает ее догадку. Ради этого письма она и бросила свои обязанности по уборке дома. Об этом говорит и стоящая на переднем плане метла, и брошенные вещи, и рассыпавшиеся ноты.

   Но у Яна Вермеера не может быть в сюжете все так просто. В картине «зашифрованы» любовные иносказания.

   Лютня – это классический инструмент влюбленных, атрибут нежных и романтических чувств, символ влюбленности, принятый в 17-м веке. Картины за спиной героинь, изображающие парусник и опушку леса с одиноким путником, символизируют разлуку и изменчивость в любви, по аналогии с непостоянным морем.

   Помимо этого, оказывается, и такие простые предметы как тапочки и метла, которые служат в картине границей между наблюдателем и тем, что происходит в комнате, имеют свой смысл и значение. Так, домашняя обувь в голландском искусстве относится к эротическому символу, а метла – к отношениям без брака. В Голландии до сих пор бытует выражение жениться на метле. Из всего этого и складывается картинка интимности, скрытности и заговорщичества.

   А свежесть красок, любимый Вермеером ультрамарин, тонкие нюансы света и теней, выписанный интерьер, яркий пол в клетку создают великолепную сцену с любовным письмом, превращают личный момент жизни в шедевр мирового искусства.

   Чем необычен и привлекателен великий художник Ян Вермеер, так это тем, что каждый из зрителей, учитывая иносказания, может сам «домыслить» сюжет и «дописать» историю героинь картины.
3
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно