Портрет баснописца И. А. Крылова, Карл Павлович Брюллов

Описание картины:

Портрет баснописца И. А. Крылова - Карл Павлович Брюллов. Холст, масло. 102,3 x 86,2 см

Портрет Ивана Андреевича Крылова кисти К.П. Брюллова считается самым правдивым, достоверным и психологически точным изображением известного баснописца.

Несмотря на свою популярность, Крылов был человеком не слишком общительным, неохотно появлялся в обществе. Поэтому, когда Карл Павлович Брюллов изъявил желание написать портрет поэта, воздав ему таким образом дань своего глубочайшего уважения, Крылов согласился, скорее, уступив просьбам близких людей, чем по собственной воле.


Скучная старость



В любом случае, Брюллов сумел отразить на полотне сложность и неоднозначность характера поэта. На портрете, написанном в 1839 году, великому баснописцу 70 лет.

Тяжёлые, крупные черты одутловатого лица обрамлены седыми, местами ещё сохранившими тёмный цвет волосами и бакенбардами. Его причёска в романтическом беспорядке, что контрастирует с прозаическими чертами старческого лица. Обвисшие щёки, складка второго подбородка, неровный цвет лица, крупный нос, тени под глазами.

Мясистое лицо Крылова словно измято: вертикальные морщинки между бровями, носогубные складки, складки, идущие вниз от уголков полных губ и т.д. Может, именно из-за этого Иван Андреевич выглядит недовольным, скучающим.


Ум и независимость



Лохматые, густые, тёмные брови не нависают над глазами, а будто разлетаются на высоком, чистом лбу. Тёмно-карие глаза, чуть скошенные в сторону наблюдателя, смотрят внимательно, оценивающе.

Но кажется, что окружающее интересует поэта не настолько, чтобы затронуть его внутренний мир, его давно выработанные и проверенные опытом убеждения. Крылов на портрете выглядит как человек независимый, осознающий своё особое место в этом мире.


Домашний сюртук и ордена



Пожилой человек, проживший достойную жизнь, имеет право на некоторое пренебрежение своим внешним видом. Чёрный, мягкий домашний сюртук поэта подчёркивает это. Он застёгнут не на все пуговицы, несколько расходится на большом животе Крылова, его ворот перекошен.

На шее баснописца – две красные орденские ленты, но ордена не выставлены напоказ, а прикрыты отворотом сюртука, словно поэт не придаёт им никакого значения, как и серебряной звезде, которая видна лишь наполовину.

Крылов сидит боком, навалившись на спинку кресла, небрежно положив на него руку. Несмотря на прозаичность облика поэта, портрет в целом несёт отпечаток некой поэтичности. Он проникнут уважением к немолодому литератору, признанием его права на склоне жизни не заботиться о создаваемом им впечатлении.
1
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно