Портрет Микеланджело Ланчи, Карл Павлович Брюллов

Описание картины:

Портрет Микеланджело Ланчи - Карл Павлович Брюллов. Холст, масло. 61.8 x 49.5 см

В творчестве Карла Павловича Брюллова русский романтизм достиг своего расцвета. Даже совсем не интересующимся живописью людям знакомо его полотно «Последний день Помпеи». Но большинство знает, что настоящей популярности Брюллов достиг благодаря мастерству портретиста.

В среде знатной аристократии было множество желающих заказать художнику как парадный портрет в великолепном наряде и блеске регалий, так и камерное изображение в обычной домашней обстановке, которое сохранило бы для потомков портретируемого облик дорогого им человека, каким он был знаком своим родным и любим ими.

Особое место среди портретов, созданных Карлом Павловичем, занимают те, что он писал по собственной воле, желая запечатлеть хорошо знакомого ему, уважаемого им человека. Одной из таких картин является «Портрет Микеланджело Ланчи».


Учёный



Итальянский археолог, знаток восточных языков, давний знакомый Брюллова, Ланчи изображён на тёмном, лишь слегка подсвеченном снизу фоне. Окружающая тьма делает его худое, бледное лицо рельефным, выразительным.

Пожилой учёный словно только что повернулся, услышав чей-то вопрос, и пристально смотрит на собеседника. Чёрные глаза, окружённые слегка покрасневшими веками, кажутся очень большими, а их взгляд одновременно весёлым, приветливым и словно пронизывающим насквозь, проникающим в душу.


Выразительное лицо



Над высоким лбом учёного - тёмные, чуть тронутые сединой, уже поредевшие волосы.

Обращённое к зрителю лицо Ланчи будто состоит из острых углов: острый, с лёгкой горбинкой нос, выпирающие скулы, выразительный подбородок, короткие, изогнутые линии чёрных бровей, острые, угловатые контуры рельефно выписанного уха. Тонкие губы Ланчи сдержанно улыбаются, но эта улыбка скорее дань этикету, светская учтивость.


Пенсне



Пальцами правой руки археолог держит пенсне. Есть разные объяснения этого жеста. Возможно, сняв пенсне, Ланчи символически убрал преграду между собой и собеседником. А может быть, напротив, собирается надеть пенсне, чтобы лучше видеть беседующего с ним человека.

Важнее то, что этой, словно непроизвольно схваченной деталью, живописец сумел акцентировать внимание зрителя на живости, импульсивности, даже некоторой суетливости жестов своей модели.


Ярко-красный и серебристо-серый



На археологе красный просторный халат, отороченный по вороту мехом. Сочетание красного цвета с серебристо-серым мехом и розовато-серебристой вышивкой чёрной обивки кресла, на котором сидит Ланчи, вносят оттенок аристократизма, благородного величия в его, на первый взгляд, обыденный, камерный, «домашний» облик.

«Портрет Микеланджело Ланчи» стал последним шедевром, созданным Карлом Брюлловым.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно