«Мечеть в Дженине», Василий Дмитриевич Поленов

Автор: Василий Дмитриевич Поленов
Где: Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Год: 1903

Содержание статьи:
Мечеть
Простор
Свет
Другие картины художника

Описание картины:

Мечеть в Дженине - Василий Дмитриевич Поленов. Холст, масло. 40 x 61,3 см

«Мечеть в Дженине» одна из самых известных «восточных» картин Василия Дмитриевича Поленова. Она была написана в 1903 году на основании этюдов, сделанных им вовремя второй поездки на Восток. Тогда художник собирал материалы для «евангельского» цикла.

Не все привезённые им наброски были использованы для воплощения этого грандиозного замысла, но многие из них стали основой для самостоятельных пейзажей.

Так произошло и в случае с картиной «Мечеть в Дженине». Более того, этот незамысловатый, на первый взгляд, пейзаж убедил Поленова, что его талант, по его собственному выражению, «ближе всего к пейзажному жанру». В это время он писал друзьям о желании «всё бросить» и «начать снова-здорово».


Белая мечеть



Ясное, солнечное утро, высокое небо, безграничный простор придают полотну торжественный, эмоционально приподнятый настрой.

Вертикаль, образуемая белой башней минарета и белым же куполом мечети, увенчанным шпилем, уравновешена горизонталью глинобитных стен, ограждающих замощённый квадратный дворик.

Недалеко от стены растёт дерево, отбрасывающее кривую, изломанную тень на камни двора и на стену. Его пышная крона, кривые ветви вносят элемент хаоса, стихийности в геометрически организованное пространство двора и примыкающей к нему мечети.

Фигура человека в чалме и халате, сидящего, подогнув ноги, у стены, не сразу привлекает к себе внимание наблюдателя. Человек, скорее всего, молится, готовясь войти в храм.


Высота и простор



Настроение, атмосфера полотна создаётся за счёт сочетания архитектуры и природы. Купола и башня минарета, выделяющиеся своей сияющей белизной на фоне глубокой синевы неба, символизируют духовное стремление вверх, к Богу, чистоту чувств и помыслов.

Они будто возвышаются над линией горизонта, образованной плавными очертаниями холмистой гряды.


Свет и воздух



Всё пространство холста щедро залито солнечным светом. Лишь нижний правый угол погружён в тень, отбрасываемую, видимо, соседним строением.

Поленов не раз делал архитектурные сооружения, в том числе культовые, частью своих пейзажей, неизменно добиваясь органичного погружения здания в воздушно-световую среду. Так и здесь белые стены мечети, строгость её архитектурных форм словно усиливают сияние солнечного утра, подчёркивают безграничность простора, почти физически ощущаемую свежесть утреннего воздуха.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно