«Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия», Василий Дмитриевич Поленов

Описание картины:

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия - Василий Дмитриевич Поленов. Холст, масло. 40 x 65,5 см

Удостоившись Большой золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира», Василий Поленов получил от Академии право на пенсионерскую поездку в Европу для совершенствования своего мастерства. Во Франции он познакомился с творчеством только что заявивших о себе импрессионистов, а самым плодотворным явился короткий период жизни в Нормандии, в маленьком городке Вёль, лежащем возле самого моря.

Здесь начинающий художник снимал небольшой дом вместе со своим сокурсником Ильёй Репиным, тоже лауреатом Академии. Здесь за полтора месяца он создал множество прекрасных пейзажей, самым известным из которых является «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».


Холодный рассвет



Неяркий, туманный рассвет придаёт нависшему над морем тяжёлому свинцовому небу чуть заметный розоватый оттенок. В воздухе ощущается сырость. Влажная пелена словно висит над огромным утёсом, что делает его очертания неотчётливыми, чуть размытыми.

Берег моря усыпан пёстрой галькой. На него накатывают зеленовато-серые волны, увенчанные белой пеной. Пейзаж пронизан утренним холодом и сыростью, воздух ещё не согрет лучами солнца. Камни, огромная скала, волнующееся море, небо, затянутое облаками, – всё холодное, неприветливое, суровое. Ни травинка, ни кустик, ни деревце не оживляют пейзаж.


Большая лодка



Большая рыбацкая лодка стоит на каменистом берегу, недалеко от линии прибоя. Чёрная, с белой окантовкой по бортам и килю, с которых свисают мокрые сети и спущенные паруса, она похожа на огромное морское чудище, выползшее на берег.

Самая высокая мачта положена на специальную подставку-рогатину, на ней и на носу лодки развешаны, видимо, для просушки, паруса. Рыбацкое судно недавно вернулось на берег и теперь отдыхает, готовится к новому плаванию.


Романтика моря



На тёмном фоне лодки фигуры рыбаков, разбирающих сети, различимы с трудом. Кто-то из них сидит прямо на гальке, один стоит лицом к зрителю. Но по крайне неотчётливой фигуре персонажа трудно судить даже о его возрасте.

Люди на этой картине – скорее деталь пейзажа, чем самостоятельные образы. Они такие же схематичные и незначительные, как большие корзины, изображённые в левом углу холста или силуэты других лодок, тоже вытащенных на берег.

В реалистическом пейзаже Поленова явственно ощущается суровая романтика, свойственная морю. Она чувствуется и в холодно-серой цветовой гамме, и в зримом присутствии ветра, развевающего парус на корме и обрушивающего волны на берег, и в очертаниях скалы, словно шагающей в море. Это романтика борьбы человека и стихии, романтика труда и бескрайних просторов, безусловного мужества и свободы.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно