«Призраки Эллады», Василий Дмитриевич Поленов

Автор: Василий Дмитриевич Поленов
Где: Острогожский историко-художественный музей
Год: 1900

Содержание статьи:
Храм
Горы и море
Женщина
Другие картины художника

Описание картины:

Призраки Эллады - Василий Дмитриевич Поленов. Холст, масло. 78 x 126 см

Знали ли Вы, что Василий Поленов был не только художником, но и музыкантом? В действительности, замечательный русский живописец был одарён не только как исполнитель, но и как сочинитель музыки. Ему принадлежат несколько романсов, пьесы для скрипки и фортепьяно, произведения для инструментального трио и, наконец, опера под названием «Призраки Эллады».

Живописи Поленов учился с детских лет, а вот в музыке был самоучкой. Конечно, для создания такого серьёзного произведения, как опера, ему понадобилась помощь профессионала, который упорядочил и обработал его музыкальный замысел. Но, в целом, «Призраки Эллады» - детище Василия Поленова. Разумеется, уже имевший опыт работы в театре, Поленов никому не мог доверить сценическое оформление своей оперы. Декорации он писал сам.


Храм у моря



Декорация оперы «Призраки Эллады» представляет собой вид на морской залив от стоящего на берегу храма.

Слева зритель видит ступени, ведущие к колоннам портика, сами колонны, поддерживающие массивную крышу. Площадка перед портиком замощена каменной плиткой. Тени колонн пересекают её. По ним видно, что солнце стоит невысоко над горизонтом. Скорее всего, это утро.


Горы, небо, море



На другом берегу залива возвышается гора, склоны которой кажутся розоватыми в лучах солнца. Вдали сквозь туманную дымку видны очертания горной гряды. Небо над ней бледное, почти белое, но у верхнего края картины оно, постепенно насыщаясь цветом, становится синим.

Море, плещущееся у ступеней храма, густого тёмного, почти чёрного цвета, что делает эту стихию носителем явно ощущаемой тревоги: что таится в этих глубинах, какие силы там прячутся? К тому же море не кажется ни ласковым, ни безмятежным.

Волны, увенчанные белой пеной, бегут по его поверхности, подступают к покрытой камнем набережной. Море вступает в противоречие с ясной безмятежностью солнечного утра, гармоничностью архитектурного сооружения, устремлённого ввысь, к небесам.


Женщина и богиня



На картине две женские фигуры. На переднем плане, чуть смещённая вправо стоит знаменитая статуя Венеры Милосской – символ вечного идеала красоты и гармонии, такая же неизменная, безмятежная, холодная и величественная в своей идеальной красоте, как и горы за её спиной. Характерно, что Поленов выстроил композицию так, что голова Венеры возвышается над линией гор.

Вторая фигура – это живая женщина у ступеней храма. Венера освещена тёплым светом солнца, женщина стоит в холодной тени каменных колонн. Венера развёрнута лицом к зрителю, женщина стоит спиной, опустив голову. Венера обнажена до самых бёдер, на женщине – длинная, просторная туника, скрывающая её фигуру.

Женщина направляется в храм, её поникшие плечи и склонённая голова говорят о том, что ей нужна помощь богов, одной из которых является Венера, богиня любви. Скрытый драматизм изображённой сцены заключается в невозможности для слабой, земной женщины достичь той гармонии с миром, которая позволила бы ей безмятежно и смело, подобно богине, смотреть на мир, наслаждаться сиянием дня, окружающей природой, искусством.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно